A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение иностранных студентов в россии

Иностранные студенты в России: вопросы по популярным специальностям, поступлению, адаптации, трудностям

Доверь свою работу кандидату наук!

Многие студенты мечтают учиться в Кембридже, Стэнфорде, Гарварде, ну или хотя бы в чешских или польских университетах. В общем – где угодно, лишь бы не тут. Они уверены, что зарубежное образование в разы лучше и полезнее, чем отечественное.

Однако вопрос: если всё так и есть, почему тогда каждый год в Россию получать образование приезжают тысячи студентов-иностранцев?

На 2019 год число иностранцев в России составляет более 300 000 человек. О правах местных студентов вы можете почитать на нашем телеграм-канале.

Но что вы знаете о правах иностранных учащихся? Как проходит их адаптация в вузе и городах? Платят ли им стипендию? Почему они хотят или не хотят получать образование в России? Об этом и многом другом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Почему иностранные студенты выбирают Россию

Почему иностранные студенты выбирают Россию? Есть несколько причин, по которым обучение в российских вузах манит иностранных студентов:

  1. Высокое качество. Российское образование высоко ценится за пределами страны. Кроме стран бывшего СНГ (Казахстан, Туркмения, Таджикистан и другие) оно пользуется популярностью в Индии, Китае, Вьетнаме, странах ближнего Востока и в большинстве североафриканских стран. В последние годы уважение к российскому образованию растет в Европе. А вот меньше всего студентов к нам попадает из Австралии, Океании и Северной Америки.
  2. Доступная цена. По сравнению с европейскими и американскими вузами стоимость российского образования более чем доступна для иностранных студентов. К тому же, не стоит забывать и про невысокие цены на жилье, питание и общественный транспорт, что тоже играет большую роль при выборе места для получения образования.

Кроме стоимости и высокого качества образования иностранные студенты выбирают обучение в России по рекомендации близких людей, преподавателей. Менее всего на принятие этого решения влияют мировые рейтинги.

Русский язык и иностранные студенты

Несмотря на то, что русский считается одним из самых сложных иностранных языков для изучения, студенты из других стран массово выбирают обучение здесь. В чем причина?

Дело в том, что учиться тут можно не зная русского языка. Причем, у иностранцев есть 2 пути:

  1. Поступить на подготовительное отделение для иностранцев, где обучают русскому для усвоения программы обучения.
  2. Выбрать образовательную программу на английском языке.

Стипендии для иностранцев

Раньше обучение для иностранных студентов было возможно только на платной основе. Но из-за повышенной популярности отечественного образования правительство России решило разработать специальные образовательные стипендии для иностранных студентов.

Сегодня российские вузы каждый год выделяют 15 000 бюджетных мест для иностранных граждан.

По данным исследования НИУ ВШЭ «Факты образования» за 2013-2014 год, примерно 46% иностранцев с дневного отделения не оплачивали обучение. И с каждым годом процент бесплатников растет.

Обучение на дневном для иностранцев

63% иностранных студентов предпочитают учиться очно. Примерно половина из них учится на бюджете. Платники же склонны получать образование заочно.

Куда едут учиться иностранцы

Если еще недавно у иностранных студентов были популярны для обучения исключительно вузы Москвы и Санкт-Петербурга, то уже сегодня они равномерно распределяются по всей территории РФ.

В топ-10 университетов, популярных у иностранцев, входят следующие отечественные вузы:

  • Российский университет дружбы народов,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Санкт-Петербургский государственный университет Петра Великого
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
  • Новосибирский государственный технический университет,
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет,
  • Курский государственный медицинский университет,
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

Самые популярные профессии у иностранцев

Традиционно лучшими направлениями для обучения иностранцы считают медицинские специальности. Однако в последнее время все больше популярность получают и технические профессии.

Согласно недавней статистике, 22% иностранцев выбирают инженерно-технические специальности, 17% — медицинские, а 16% — программы, связанные с управлением и экономикой.

Большим спросом также пользуются:

  • гуманитарно-социальные программы,
  • специальность «Русский язык»,
  • культура и искусство.

Трудности, которые останавливают иностранцев

Самая большая проблема, которая мешает иностранцам учиться в РФ – языковой барьер. Конечно, есть несколько вузов, которые готовы предложить отдельные программы на иностранном языке, но подавляющее большинство предметов ведётся на русском.

Впрочем, во многих университетах есть подготовительные языковые курсы, которые помогут адаптироваться к местным предметам.

Другой проблемой стала ориентация сайтов отечественных вузов исключительно на российского студента. Институты не дошли до разработки интерфейса на иностранных языках, чтобы студентам из других стран было проще искать необходимую информацию.

Еще момент, на которые обращает молодёжь: в вузах других стран крайне важно опираться на перспективы – своеобразные гарантии университета своим выпускникам. В отечественных же вузах такой информации не приводится вовсе.

По мнению иностранцев, вузам нужно тщательнее проработать такие разделы, как «Карьера», «Библиотека», «Выпускники», «Основные показатели». Особенно сильно иностранных студентов волнует вопрос трудоустройства. Приезжие не знают местных законов и не понимают, можно ли иностранным студентам получить разрешение на работу и работать в России одновременно с учебой.

И последней, но довольно большой проблемой является местная социализация. Подавляющее большинство россиян (особенно в мелких городах) говорит исключительно на русском. По этому параметру РФ находится на 39 месте (между Мексикой и Эквадором) и сильно отстает от европейских стран.

Около 70% россиян никогда не были за границей

Стоит упомянуть и довольно слабый уровень толерантности российского гражданина. В рейтинге Insider Monkey самых расистских стран мира Россия оказалась на 20-м месте между Тайландом и Гонконгом. 17% наших соотечественников не желает видеть иностранцев даже в качестве соседей.

Адаптация иностранных студентов

На адаптацию влияют следующие факторы:

  • климат;
  • личностно-психологические отношения;
  • педагогическая система;
  • быт;
  • межличностное общение;
  • проживание в интернациональных общежитиях.

Едва ли российское правительство в состоянии повлиять на первые два фактора. Однако оно пытается сделать всё возможное, чтобы хоть как-то улучшить остальные.

Чтобы привлечь больше иностранных учащихся, всё больше продумывают систему льгот для приезжих.

Но на самом деле стоит уделить внимание несколько другим вещам. Например, тому, как проводится работа в вузах с иностранными студентами. Выстраивать обучение нужно в зависимости от того, какой менталитет у той или иной группы иностранных студентов.

Например, особенности африканских студентов заключаются в том, что им сложнее усваивать новые понятия и концентрировать внимание. Студенты же из Азии наоборот легко концентрируются и моментально схватывают информацию.

Было бы логично разделить их на разные группы и обучать в соответствии с особенностями каждого. Но пока они учатся вместе.

Важно помнить и о том, что иностранцы нуждаются в культурной адаптации. «Новичков» следует подготовить.

Как иностранцу поступить в российский вуз

Существует стандартный алгоритм поступления в российский вуз из зарубежья:

  1. Определитесь с выбором программы/университета/профессии.
  2. Узнайте о финансировании: можно ли обучаться на платном/бесплатном.
  3. Соберите пакет необходимых документов для приемной комиссии.
  4. Пройдите конкурсный отбор.
  5. Получите приглашение из университета, на его основе оформите в своей стране визу в РФ для иностранных студентов (если необходимо по миграционному законодательству).

Общежитие для иностранных студентов

Этот вид проживания является самым экономичным для всех категорий учащихся. Поэтому попасть туда не так уж и просто как иногородним, так и представителям других стран.

Оплата общежития в месяц может составлять от 500 до 5000 рублей (в зависимости от города и типа общаги). Иностранцы могут оплачивать по месяцам, за семестр или отдать сразу всю сумму за год.

Некоторые университеты гарантированно предоставляют места иностранцам, но если желающих слишком много, придется пройти в порядке очереди.

В стандартных вузах иностранцы имеют такое же право на получение комнаты в общежитии, как и остальные. Для этого необходимо быть:

  • учащимся дневного отделения на основных образовательных программах на протяжении всего срока обучения;
  • учащимся заочного отделения по основной программе в период итоговой аттестации или промежуточной сессии.

А более точные правила получения университетского жилья будут описаны на сайте выбранного вуза.

Трудоустройство иностранных студентов

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работать на территории РФ могут иностранные студенты очного отделения только тех учреждений образований. У которых есть государственная аккредитация.

Для этого им необходимо получить разрешение на трудовую деятельность на территории России. Однако такое разрешение не нужно получать тем студентам, которые работают в свободное от учебы время в самом учреждении образования, где они обучаются, или в период каникул.

Во всех остальных случаях иностранный студент не может работать вне пределов университета, в котором обучается.

Чтобы получить разрешение на работу, иностранный студент должен предоставить в местный орган ФМС следующие документы (лично или через доверенного):

  • заявление о выдаче разрешения на работу;
  • паспорт;
  • миграционную карту;
  • справку об очном обучении в университете по форме;
  • трудовой договор или ГПХ;
  • чек об оплате госпошлины;
  • доверенность (если подает документы не сам).

Соответствующие органы могут выдать разрешение на работу на любой срок, не более 1 года. По окончании действия документа можно подавать документы неоднократно.

Решение о выдаче разрешения на работу принимают в течение 10 рабочих дней. Если речь идет о продлении разрешения, то придется подождать всего 3 дня.

С каждым годом российское образование становится все более популярным у иностранных студентов. Несмотря на все перипетии и недопонимание, иностранная молодежь быстро заводит друзей, часто посещает музеи и выставки, многочисленные культурные мероприятия, которые влюбляют их в нашу страну.

Давайте в свою очередь сделаем всё, чтобы помочь иностранным студентам облегчить их нелегкую учебу. Просто посоветуйте им помощь студенческого сервиса, который в трудную минуту подхватит их проблемы и возьмет часть забот на себя.

Обучение иностранных студентов в Российской Федерации

Вопрос, как чувствуют себя иностранные студенты в России, крайне важен для нашей страны. Стремящаяся к знаниям молодёжь, приезжающая из других государств, в будущем станет у руля власти, культуры и экономики своих уголков планеты.

Количество студентов из других стран в российских вузах составило более 242 тысяч человек.

Привлекая сегодня молодых иностранцев обучаться в РФ и создавая для них нормальные условия, российское правительство и органы образования формируют будущее взаимодействие с другими странами, положительно влияют на международные рейтинги России и поднимают её авторитет.

Читать еще:  Обучение в нидерландах

Сколько иностранцев обучается в российских ВУЗах

Британская компания QS изучает вопрос миграции молодёжи, желающей обучаться не дома, а в других государствах. Выделено 50 государств, между которыми ежегодно распределяются места по количеству прибывающих в них студентов. Регулярно лидирующие позиции занимают:

Россия уже многие годы оказывается в середине списка. Между тем её позиции в области международного образования укрепляются, о чём говорят цифры статистики. Всего 3% молодых людей мира, решивших «грызть гранит науки» в других странах, выбрало для обучения Россию. Прогнозируют, что эта цифра будет увеличиваться.

Почти в 800 вузах России учатся иностранные студенты

Предпосылки для этого есть. Это видно по прошлым годам. Так, если сравнивать 2015 и 2016 годы, в последнем российская студенческая братия заполучила почти на 12% больше иностранцев. Часть из них приезжает обучаться по ежегодно выделяемым квотам, бесплатно. Часть готова заплатить, ибо верит в то, что будут предоставлены важные знания на должном уровне.

Условия для обучения иностранной молодёжи в России

Обучение иностранных студентов — это вопрос престижа страны, потому им занимаются эксперты. Правительство стремится к тому, чтобы создать хорошие условия для обучения молодых людей из зарубежья. Примечательно, что в РФ, как и в США, образовательная система не разделяет учащихся на «ваших» и «наших». Все учатся на одинаковых условиях. В большинстве вузов приезжим не приходится платить за обучение больше, чем местным.

Бесплатное обучение

Что касается бесплатного обучения для гостей, ежегодно выделяются квоты для иностранцев. Более 15 000 приезжих молодых людей могут приехать в РФ и обучаться в её высших учебных заведениях бесплатно, живя в общежитиях на тех же условиях, что и россияне, а иногда и более комфортно. Конкурс среди поступающих на выделенные по квотам местам составляет 4,5–5%.

Для повышения авторитета страны планируется продолжить предоставление льготных мест в вузах для иностранцев и увеличение их количества. Отметим, что в РФ можно обучаться как на русском, так и на других языках.

Получение образования на других языках на платной основе будет обходиться дороже.

Как поступить иностранному гражданину в ВУЗы России узнайте из видео, представленном ниже.

Вопросы адаптации

В свете последних событий в мире, Россия относится к странам, которые вызывают у обычных граждан опасения, сомнения и даже страх. Средства массовой информации на Западе стремятся обострить проблему и превратить в РФ в некую страшилку для народов. Распахивая двери перед студентами, Россия получает возможность реабилитировать себя в глазах иных государств. Молодёжь достаточно легко адаптируется и осваивается в Москве и других городах.

Факторы, влияющие на адаптацию

Выявлено, что на адаптацию влияют следующие факторы:

  1. Климат.
  2. Личностно-психологические отношения.
  3. Педагогическая система.
  4. Быт.
  5. Межличностное общение.
  6. Проживание в интернациональных общежитиях.

Проблемы, с которыми сталкиваются студенты

Если на первые два фактора сложно повлиять, то на остальные стараются влиять в сторону улучшения. Вопрос создания нормальных условий обучения иностранным студентам не единожды поднимался на уровне власти.

Важным является не только создание достаточного количества льгот для гостей из других государств, но и помощь им в адаптации на территории сложной и самобытной России.

Чем привлекает высшее образование РФ

Россия стремится к тому, чтобы её университеты в рейтингах встали в один ряд с лучшими образовательными учреждениями Великобритании, США, Франции, Германии и т. д. И это ей удаётся. Растёт число приезжающих не только из Африки и Арабских стран, но и из Европейского Союза. Большая доля приходится на учащихся из СНГ и стран бывшего социалистического лагеря.

С каких стран едут студенты

В 2016–2017 годах отмечен большой прирост студентов из таких стран, как:

Узнайте из видео, что привлекает иностранцев в Российском образовании.

Россия привлекает иностранцев возможностью получить бесплатно качественное образование и стипендиями, которые выделяются не только для своих, но и для приезжих.

Где предпочитают обучаться иностранные студенты

Если ещё недавно самым популярным у иностранцев городом была Москва, большинство старалось остаться обучаться в её вузах, то сейчас пользуются спросом и учебные заведения других населённых пунктов России. Лидирующие позиции занимает Санкт-Петербург.

Его Государственный университет по количеству обучающихся из других стран стоит на втором месте после столичного РУДН (Университета дружбы народов). На третьем месте питерский политехнический институт. В топах также учебные заведения:

  • Томска (ТПУ);
  • Новосибирска (Технический университет);
  • Казани (КФУ);
  • Курска (Государственный медицинский университет);
  • Белгорода (Национальный исследовательский университет).

К 2025 году число иностранных студентов в РФ вырастет в три раза

В Центральном Федеральном округе располагается 300 высших учебных заведений, в которых, наряду с россиянами, обучаются молодые люди из других стран. Только 130 из них располагается не в столице.

Второе место после Центрального округа занимает Северо-Западный округ (96 вузов), после него тройку лидеров закрывает Сибирь (91 вуз).

Наиболее популярные профессии

В какой бы стране и в каком городе вы ни обучались в университете, самое важное, это выбор профессии.

Медицинское образование

Как и в советские времена, иностранцы уважают российскую медицину. Получить медицинское образование стремится 17% от числа всех приезжающих. И также популярны специальности:

  • Технической направленности — 22%;
  • Экономика и управление — 16%;
  • Гуманитарно-социальные вузовские программы — 12,2%;
  • Русский язык — 11,8%.

Помимо, доступного по цене и качественного образования, иностранная молодёжь получает возможность пройти обучение по специальным программам подготовки, что позволит определиться с выбором профессии и затем получить образование.

Как иностранцу стать российским студентом: 5 шагов

Памятка о поступлении в Российский ВУЗ

Стандартная схема поступления в России для молодого человека или девушки из ближнего либо дальнего зарубежья выглядит так:

  1. Определиться с выбором программы, университета, профессии.
  2. Узнать о финансировании: возможности обучаться на платной или бесплатной основе.
  3. Собрать необходимый для подачи в приёмную комиссию пакет документов.
  4. Пройти отбор, организованный на конкурсной основе.
  5. Получить от ВУЗа приглашение и на его основании оформить визу в РФ, если того требует миграционное законодательство.

Для представителей ближнего зарубежья схема может быть и другой. При Российских организациях в странах СНГ открыты центры, занимающиеся приёмом документов от выпускников школ. Ежегодно предлагается широкий выбор профессий и вузов, в которых можно их получить. Отбирают лучших молодых людей на конкурсной основе по итогам обучения в отечественных школах.

В каких странах российское образование наиболее популярно

Как уже отмечалось, больше всего в Россию прибывает иностранных студентов из стран СНГ. От общего количества обучающихся не россиян они составляют 79,2%. Далее идут Африка, Ближний Восток и Азия (56,8%).

Меньше всего в Россию приезжают учиться из Океании, Австралии и Северной Америки.

Обучение очно

Более всего иностранцы предпочитают обучаться на очных отделениях — 63%. Около половины очников обучается на бюджетных местах. Больше всего тех, кто обучается на платной основе, получают образование на заочных отделениях.

Об ограничениях приема иностранных граждан в Российские ВУЗы узнайте из видео, представленном ниже.

Сложность обучения иностранцев в том, что различные этнические группы имеют свой менталитет. К примеру, африканцам сложнее концентрироваться и осваивать новые понятия, в то время как студенты из Азии, наоборот, легко концентрируются и быстро схватывают материал. И те и другие обучаются в единых группах. Это значит, что нужно обеспечить и африканских, и азиатских студентов возможностью усваивать материал, не сбавляя скорости обучения.

Российское образование с годами становится более доступным для иностранцев и адаптированным под различные этнические группы, так как проводятся исследования специфики национально-психологических особенностей различных народов. Учитывая их, можно создать условия, при которых все молодые люди, приезжающие в Россию из других стран, увезут домой не только хорошие впечатления, но и большой объём знаний.

Зачем России иностранные студенты

Согласно нацпроекту в области образования количество иностранных студентов в российских вузах к концу 2024 г. должно вырасти в два раза – до 425 000 человек. Это значит, что каждый десятый студент будет не гражданином России. Зачем их столько?

Может быть, мы просто пытаемся успеть к разделу нового ценного ресурса – сто лет назад нефть, теперь человеческий капитал? Ведь в самой постановке цели мы не уникальны: Канада четыре года назад взяла курс на 450 000 иностранных студентов к 2022 г. – это тоже двукратное увеличение. Похожие цифры у Франции: с 245 000 до 500 000 человек к 2027 г. Самые большие амбиции у индийского правительства, которое к 2023 г. стремится привлечь 200 000 студентов – это в 4 раза больше, чем сейчас. Цели дополняют многоуровневые стратегии привлечения, куда может входить все – от упрощения визового режима до ребрендинга университетов страны.

За качество студентов, как и за количество, идет жесткая борьба. Из 6 млн мобильных студентов в мире примерно треть – это будущая интеллектуальная и технологическая элита. Они как раз и интересуют топовые университеты и национальные экономики больше всего. Отсюда резкий рост стипендиальных предложений и все более изощренные способы привлечения талантов: как инструмент для рекламы используется все, от онлайн-курсов до мобильных приложений собственной разработки.

В это время образ российского образования за рубежом оставляет желать лучшего. Положительная динамика в международных рейтингах есть, но она пока не конвертируется в повышение привлекательности. Для того чтобы цель в 425 000 иностранных студентов стала реальной и уж тем более для того чтобы элитные студенты были существенной частью притока, необходимы смена международного позиционирования, принципиально другое поведение университетов и смена регулирования их деятельности правительством. И тут уже никак не обойтись без ответа на вопрос, с которого мы начали статью: ради чего? Зачем нужны иностранные студенты? У нас ведь и своих хватает.

Стандартный ответ – для дополнительного финансирования. Стандартный ответ – и ограниченный. Добирать доход можно и за счет российских платных студентов. А студенческая элита, выбирая между российскими вузами и вузами, например, Северной Европы, где образование в основном бесплатное, а стипендиальные программы в изобилии, скорее выберет второе, поэтому задирать планку платы за обучение мы не можем. Наконец, студенты в первую очередь не источники финансирования, а отдельные личности со своими целями. Они не только клиенты, но и партнеры в образовательном процессе.

Читать еще:  Мирэа платное обучение стоимость

Большинство сфер деятельности, от сельского хозяйства до IT, уже имеют глобальный рыночный и технологический контекст. Развивать такую глобальную компетенцию во время обучения намного результативнее, чем осваивать методом проб и ошибок потом. И курсами по страноведению и английскому языку дважды в неделю тут не обойдешься. Необходимы постоянное общение и совместная командная работа со студентами других стран, которая как раз и формирует способность действовать в разных национальных контекстах.

Привычное возражение: но вдруг наши выпускники, став востребованными, уедут? Да, но искусственное удержание таланта – из той же позавчерашней идеологии, что и предложенный недавно одним из академиков запрет на выезд для ученых как решение проблемы оттока интеллекта. Университет как тип организации исторически и принципиально глобален. Сейчас, после двухсот лет доминирования университета национального, мы возвращаемся к университету мировому. И это не совокупность обособленных заведений, а неформальная академическая сеть, по которой перемещаются студенты, преподаватели и идеи. Чтобы считаться университетами, нашим вузам нужно стать ее частью.

Но как же вопросы национальной безопасности? Они актуальны не только для нас, и ставим их не только мы. В большинстве случаев они решаются с помощью разграничения уровней доступа – например, в шведских университетах к лабораториям, занимающимся ядерными разработками, допускаются студенты c любым гражданством, кроме Ирана и Северной Кореи. Чтобы сохранить национальные тайны, не обязательно обносить все высшее образование колючей проволокой.

С точки зрения безопасности замкнутость российских университетов сама по себе проблема. Они сами сужают зону своего влияния. Выпускники воспринимаемого у нас как элитное закрытое заведение, но на деле весьма космополитичного Гарварда – члены советов директоров 300 000 компаний по всему миру; 20 выпускников стали главами государств за пределами США. Все топовые университеты, начиная от Оксфорда и Кембриджа и заканчивая французскими Grandes Ecoles и китайскими лидерами вроде Пекинского университета и Университета Цинхуа, активно интернационализируются – Пекинский университет открыл кампус своей бизнес-школы в британском Оксфорде, чтобы стать к иностранным студентам еще ближе. Интернационализация производится для безопасности, а не вопреки ей. Это и называется мягкой силой.

За исключением нескольких новых нестандартных учебных заведений, возникших после распада СССР, у российских университетов нет целостных стратегий интернационализации. Предполагается, что десятка-двух программ на английском языке, курсов русского как иностранного и удовлетворительного для отчетности количества иностранцев более чем достаточно.

Мы привлекаем иностранных студентов, а потом помещаем их в своеобразные образовательные резервации. Остальные интеллектуальные и даже физические пространства университета для них недоступны из-за языкового и культурного барьера. Для вузов так проще – не нужно ничего менять. Но мобильные студенты ценны именно как полноправная и неотделимая часть студенческого сообщества. А настоящая интеграция предполагает изменение организации всех университетских процессов и политик.

Так, абсурдно предполагать, что кадровую политику можно оставить без изменений: увеличение количества международных студентов должно идти в ногу с интернационализацией преподавательского состава. Тем более что лучшие преподаватели одновременно занимаются исследовательской деятельностью и строят свои курсы на собственных научных разработках, а не на стандартах, спущенных сверху. Очевидно, что исследовательский процесс международен: все прорывные современные научные проекты от физики микромира до генной инженерии осуществляются в международной коллаборации.

Также нельзя думать, что международными университетами можно руководить без глобальной сети контактов и глобального видения. Мы практически не включены в мировую дискуссию о высшем образовании. Если в прошлом веке нам удавалось создавать интересные образовательные модели в изоляции – такие, как Физтех или университет в новосибирском Академгородке, то сейчас ситуация в высшем образовании требует участия в разговоре о моделях и методиках. Мы продолжаем отставать, пока другие страны активно обмениваются опытом.

Наконец, есть болезненный для любого иностранного студента в России вопрос университетской среды. Мобильным студентам сейчас нужны и персонализированное сопровождение до приезда, и четкие протоколы межкультурной коммуникации, и целый пакет дополнительных сервисов. Чаще всего можно услышать комментарий из разряда «да все это у нас и так уже есть!». Но на практике не выполняются даже такие простые технические условия, как владение английским языком администрацией или комендантами общежитий, единые требования для иностранных и российских граждан в процессе обучения и т. д. – и это если не поднимать дорогостоящий вопрос о комфорте физического пространства.

От притока интеллекта есть и прямая макроэкономическая выгода. Великобритания сегодня получает около $30 млрд от иностранных студентов, США – $39 млрд, и это не считая экономического эффекта от деятельности выпускников, оставшихся после обучения. В Австралии экспорт образования дает $25 млрд – 3-е место после экспорта железной руды и угля. При этом весь консолидированный бюджет индустрии высшего образования России – это примерно $15 млрд.

Для задач форсированного экономического развития есть мировая практика создания особых экономических зон и территорий опережающего развития. Вполне возможно, мы подошли к исторической необходимости выделить «особую академическую зону» для группы университетов – с особыми правилами автономии, финансовой поддержкой и повышенными требованиями к интернационализации деятельности.

Авторы – эксперты школы управления «Сколково»

Иностранным студентам выгодно учиться в России с медицинской точки зрения

Какая польза может быть от коронавируса для выполнения нацпроекта «Образование»

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Необходимо подготовить рекомендации для российских вузов по приоритетным странам приема иностранных студентов с учетом эпидемиологической ситуации. Фото агентства «Москва»

Приемная кампания 2020 года проходит в крайне сложных условиях для университетов всего мира. Вузы и абитуриенты обеспокоены вспышкой коронавируса и срочно меняют планы на обучение. Новое исследование компании QS показало, как этот фактор влияет на планы иностранных студентов учиться за рубежом.

В соответствии с результатом опроса, проведенного в 10 странах Азии (Индия, Китай, Бангладеш, Индонезия, Непал), Африки (Нигерия, Кения, Гана) и Австралии, было обнаружено, что коронавирус оказал влияние на планы учиться за рубежом у 27% респондентов, 8,7% респондентов заявили, что намерены отложить обучение за рубежом до следующего года. 7,5% – теперь намерены учиться в другой стране, а 2,4% иностранных студентов сказали, что больше не хотят учиться за границей. В то же время 60% респондентов заявили, что их планы учиться за рубежом не были затронуты коронавирусом.

Аналогичные исследования проведены Пекинской ассоциацией обучения за рубежом, которая опросила 100 китайских рекрутинговых агентств. По мнению двух третей респондентов (66%), вспышка болезни приведет к сокращению числа китайских студентов, выезжающих за рубеж в 2020 году. А 83% респондентов отметили, что коронавирус повлияет на набор в летних школах в этом году.

Для российских университетов, которые реализуют федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование», ситуация критическая. Китайские студенты занимают второе место по численности всех иностранных студентов, обучающихся в России. По данным федерального статистического наблюдения 2019 года, численность китайских студентов составила 19 599 человек, из них 7994 человека было принято на обучение впервые. Причем около 1000 граждан Китая были приняты по квотам за счет средств бюджета РФ в соответствии с постановлением правительства от 8 октября 2013 года № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Приходится констатировать, что выполнение ежегодного плана приема по квотам в целом имеет туманную перспективу как для российских вузов, так и для китайских абитуриентов. В лучших советских традициях никакой информации для них на сайте Министерства науки и высшего образования РФ, Россотрудничества по квотам нет.

Не менее тяжелая ситуация складывается с приемом на обучение граждан Ирана. С 7 марта 2020 года временно приостановлен пропуск через государственную границу России иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих из Ирана, въезжающих в целях обучения, и выдача учебных виз. Надо заметить: по данным федерального статистического наблюдения 2019 года, численность иранских студентов в 2018/19 учебном году составила 1927 человек, из которых 1325 граждан Ирана были приняты на обучение в 2019 году впервые. Иран показал самый большой рост по численности студентов среди всех зарубежных стран.

Приходится признать, что российская система образования была совершенно не готова к вспышке эпидемии коронавируса. И никаких выводов после вспышки Эболы в 2014–2016 годах не было сделано.

До настоящего времени абсолютное большинство российских вузов не имеют условий для соблюдения противоэпидемического режима в случае распространения инфекционных заболеваний и эпидемий, опыта действий в подобных ситуациях, помещений для карантина и подготовленного персонала. В то же время в соответствии с приказом Минобрнауки № 146 «О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции» от 29 января 2020 года вся ответственность за санитарно-противоэпидемические мероприятия была возложена на ректоров вузов. То есть «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Вместе с тем увеличение численности иностранных студентов, как было запланировано в рамках федерального проекта «Экспорт образования», требует во время приемной кампании 2020 года от всех заинтересованных сторон, ответственных министерств и ведомств огромных усилий. Прежде всего внесения изменений в ежегодный план приема по квотам, а именно перераспределение цифр приема по странам, не затронутым коронавирусом.

Необходимо подготовить рекомендации для российских вузов по приоритетным странам приема 2020 года с учетом эпидемиологической ситуации. Основной акцент в приемной кампании вузов – на формы онлайн-рекрутинга без выезда на образовательные выставки в зарубежные страны, широкое внедрение онлайн-модели экспорта образования, активное внедрение онлайн-курсов, признание результатов онлайн-обучения.

Кроме того, необходимо информирование потенциальных абитуриентов и их родителей, разъяснения по сложившейся ситуации и поддержка зарубежных партнеров, рекрутинговых агентств в странах, затронутых вспышкой коронавируса.

Понадобятся и законодательные меры. В частности, внесение изменений в «Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 года № 1147) в части продления сроков приема документов от иностранных абитуриентов.

Читать еще:  Центральная школа обучения

Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в части расширения перечня специальностей, направлений подготовки, по которым допускается обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Наконец, обязательна поддержка иностранных студентов, прежде всего из Китая, Ирана, Италии, Южной Кореи. Развернувшаяся на фоне коронавируса ксенофобия может и сейчас, и в дальнейшем отрицательно повлиять на имидж России как страны, дружелюбной для иностранных студентов.

Вспышка коронавируса рано или поздно закончится, но результаты приемной кампании этого года будут долгое время оказывать влияние на показатели российских вузов в мировых рейтингах и показатели федерального проекта «Экспорт образования». К счастью, у нас еще есть время, чтобы провести приемную кампанию по набору иностранных студентов с учетом новых реалий. При этом у российских вузов есть большое преимущество: в России зафиксированы лишь единичные случаи заражения коронавирусом, и она может стать для иностранных студентов, планировавших обучение в странах, затронутых эпидемией коронавируса, новым пунктом назначения и выбором для получения образования.

Обучение иностранных студентов на английском языке

Обучение иностранных студентов на английском (французском) языке

‘ . студенты должны . принимать лекции профессорские
на латинском или русском языке. »
статья 38
из «Регламента Академии Наук и Художеств в Санкт-Петербурге»
(утвержден Елизаветой Первой 24 июля 1747 года)

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ — ВЫБИРАЙ САМ!

Владимир Байков,
Санкт-Петербург, 1992

Право выбора языка обучения является одним из неотъемлемых прав человека в цивилизованном обществе. Это касается как граждан России, так и иностранных учащихся, прибывающих для получения образования в нашу страну.
До последнего времени русский язык использовался в вузах СССР и России в качестве единственного языка, на котором велось обучение всех студентов, включая и иностранных. С этой целью иностранные студенты должны были в обязательном порядке изучать русский язык до поступления в институт на специальных подготовительных курсах в течение одного года (в случае наличия базовой языковой подготовки). Когда студенты обучались в наших вузах в течение шести лет, то дополнительный год обучения русскому языку составлял менее 15% в общем периоде обучения. Сейчас же в связи распространением четырехлетней подготовки бакалавров год , потраченный на изучение языка составляет уже 20%.
Кроме того, после защиты диплома иностранные учащиеся должны были фактически «доучиваться» в своей стране на английском или французском языке для возможности чтения мировой научной и технической литературы, общения с коллегами , продолжения образования в западноевропейских или американских университетах.
Таким образом, обязательное использование русского языка в качестве единственного языка-посредника для обучения иностранных учащихся в высших учебных заведениях России имеет ряд существенных недостатков. В первую очередь, это существенно сужает образовательное пространство, на которое распространяется российское интеллектуальное влияние. В особенности это стало проявляться в последнее десятилетие в связи с сокращением количества стран, где до недавнего времени изучение русского языка считалось обязательным. Здесь имеются в виду и страны третьего мира, и республики бывшего СССР.
Переход на осуществление возможности обучения по выбору наряду с русским языком на основных европейских языках и , в первую очередь, на английском языке, может резко расширить контингент зарубежных учащихся. Кроме того это может значительно увеличить и число отечественных студентов, которые теперь приобретают возможность , получая образование на европейских языках у себя на родине, продолжить его на Западе.
Предлагаемый подход не выпадает из русла традиций высшего образования в Санкт-Петербурге, которое допускало чтение лекций, как на русском, так и на латинском языках. Сейчас же с определенной долей допущения можно утверждать , что по степени распространенности место латинского языка занял английский язык как язык международного научного, технического и культурного общения.

По мере развития предлагаемого подхода возможно обучение студентов не только из стран третьего мира, но и из государств Восточной и Северной Европы.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Необходимо, в первую очередь, собрать сведения по вузам о номенклатуре специальностей, по которым возможна подготовка зарубежных студентов на иностранном языке с точки зрения конкурентности на мировом уровне, спроса на данную специальность, наличия подготовленных преподавателей, комплектности библиотечных фондов учебной литературой на иностранных языках, возможности обмена литературой с зарубежными университетами, возможности вузовской издательско-полиграфической базы по выпуску учебных пособий на иностранных языках и рекламных материалов с высоким полиграфическим качеством, состояние лабораторной базы, благоустройство вузовских помещений и общежитий, стоимости обучения по каждой специальности.

БАЗЫ ДАННЫХ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
На основании сведений, представленных вузами, создаются базы данных о преподавателях и специальностях, по которым будут вести подготовку на иностранных языках вузы Санкт-Петербурга.
База данных по преподавателям должны включать кроме традиционных сведений указание на степень знания иностранного языка или языков, название дисциплин, по которым преподаватель проводил или готов проводить занятия , наличие трудов на иностранных языках, планируемые учебные пособия на иностранном языке .
База данных по специальностям должны включать кроме названия специальности перечень читаемых дисциплин с краткой аннотацией содержания, объема часов, указания о семестре, на котором читается дисциплина, обеспечивающей кафедры, широкого перечня дисциплин по выбору.

ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ ВУЗОВ
Если проведение занятий на иностранных языках по специальным дисциплинам должно вестись, как правило, преподавателями собственного вуза, то занятия по общеобразовательным предметам (математика, физика, химия и т.д.) могут проводиться преподавателями из смежных вузов и других организаций на основе почасовой оплаты. Проведение занятий по ряду гуманитарных дисциплин могут взять на себя кафедры иностранных языков.

РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ
На основании материалов, поступивших из вузов, о номенклатуре специальностей, перечне дисциплин, учебных планах и т.п. кроме базы данных составляется обобщающая справка-брошюра (на английском и французском языках). Брошюра с необходимыми сопроводительными письмами рассылается в следующие организации:
— российские посольства за рубежом (атташе по культуре),
— в министерства образования зарубежных стран,
— в зарубежные консульства в Санкт-Петербурге.
Возможно распространение печатной информации о новациях в системе высшего образо
вания в России через комитеты ЮНЕСКО . ,
Но самым действенным средством рекламы является глобальная компьютерная
сеть ИНТЕРНЕТ. Каждое солидное учебное заведение имеет в нем свой вебсайт, по которому любой потенциальный абитуриент в мире может узнать практически все и об учебных планах и программах, и о том, кто читает лекции, каким оборудованием оснащены лаборатории. Все , вплоть до цен в университетских столовых и домашних телефонов преподавателей.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Лицензия на право проведения вузом полного цикла обучения на иностранном языке должен выдаваться на основании соответствующего Положения по заявлению вуза. Сертификат на право проведения преподавателем занятий на иностранном языке также выдается на основании указанного Положения.

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ
Начальные инвестиции должны быть, в первую очередь, направлены на модернизацию лабораторной базы, на переоборудование общежитий, на приобретение и издание литературы на иностранных языках, на издание рекламных и информационных материалов. Естественно, что по мере развития предлагаемого подхода он постепенно станет самоокупаемым.
Другим источником финансирования начальных расходов являются регистрационные взносы вузов на получение лицензий на право обучения на иностранных языках. К финансированию начальной стадии проекта может быть привлечена Международная Ассоциация европейских государств по оказанию помощи ученым бывшего СССР (Брюссель, Бельгия).
Возможна также помощь коммерческих банков, для которых вложение средств в образование с учетом налоговых льгот и относительно быстрой отдачи может оказаться выгодным. Часть инвестиций может быть осуществлена инновационными предприятиями, созданными на базе ряда вузов Санкт-Петербурга.
Окончательная сумма начальных финансовых вложений в вузы может быть определена только после получения от них соответствующих материалов и оценки их специальной комиссией.

ОПЛАТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Преподаватели, непосредственно ведущие занятия на иностранных языках, должны получать не менее 25% от общей суммы валютных поступлений от иностранных учащихся. Расчеты показывают, что в этом случае средняя зарплата преподавателя может составить при нагрузке 8-10 часов в неделю не менее 1200-1500 долларов в месяц.

УЧАСТИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
Участие зарубежных ученых в организации новых форм обучения возможно как в виде чтения лекций на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей, так и в качестве членов экзаменационных комиссий вузов, а также квалификационной Комиссии.
Материальные вопросы пребывания ученых из-за рубежа в нашем городе и оплаты их работы, а также дорожных расходов могут быть решены за счет Ассоциации профессоров Университетов США, Ассоциации Университетов и Колледжей Канады, Ассоциации Европейских государств по оказанию помощи ученым бывшего СССР. Естественно, что помимо этого зарубежным специалистам выплачивается ставка профессора, организуются бесплатные поездки и экскурсии, а проживание может быть обеспечено при краткосрочных командировках за счет личных контактов в квартирах преподавателей вузов или благоустроенных общежитиях.
Возможно также оставление на 1-2 года после окончания вуза лучших выпускников из числа иностранных учащихся. При этом они могут совместить продолжение образования, например, в аспирантуре с преподаванием на иностранном языке.

Еще одним каналом является приглашение преподавателей через организацию «Волонтеры Объединенных наций» (Женева).
И, наконец, возможно приглашение на временную работу из-за рубежа бывших советских ученых и преподавателей (в первую очередь, из США, Израиля, Германии), в совершенстве овладевших иностранными языками и повысивших в большинстве случаев свою квалификацию.

ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
С целью повышения качества обучения на иностранных языках и унификации квалификационных требований к преподавателям создаются курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей. Преподавателями курсов являются ведущие профессора и доценты, а также зарубежные ученые и специалисты.

ДОБАВЛЕНИЕ 2009 ГОДА:
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4808380,00.html

Высшее образование в Германии можно получить и без знаний немецкого языка. В общем перечне немецких вузов можно найти 93 специальности для бакалавров и 421 — для магистров, обучение на которых проходит полностью на английском языке. Спектр учебных направлений при этом очень широк: зарубежная филология, международные отношения, биоинформационные технологии, инженерное дело, машиностроение и многие другие. В списке специальностей преобладают естественные и инженерные науки.

Текст статьи будет полностью напечатан
в журнале «Вестник высшей школы России» в июле с.г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector