A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программы обучения психологии в школе

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская научнопрактическая конференция «Психология как учебный предмет в современной средней школе «. Организаторами конференции выступили Психологический институт РАО, Московский городской психологопедагогический институт, Городской психологомедикосоциальный центр и Московский комитет образования. Участниками конференции стали детские практические психологи, работающие в различных учреждениях образования, специалисты в области подготовки психологических кадров, руководители окружных подразделений психологической службы.

Основная цель конференции, как отметила в своем выступлении И.В. Дубровина, всестороннее обсуждение проблемы преподавания психологии в современной школе. Развитие психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета «Психология » требует обязательного, специально разработанного научнометодического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии. И.В. Дубровина особо подчеркнула, что это первая конференция, посвященная данной теме, и ее задача не в том, чтобы вынести окончательное решение, а в том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы. Обсуждение этих вопросов проходило как на пленарном, так и на секционных заседаниях конференции.

Преподавание психологии в российской школе имеет давнюю и нелегкую историю, о чем увлекательно рассказал в своем докладе А.В. Петровский. Попытки ввести психологию в круг учебных предметов были предприняты еще в начале века. Первые учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И. Челпанов и К.Н. Корнилов. Однако уже к началу 30-х гг. психология была вычеркнута из числа школьных дисциплин. Только в 1947 г. психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Новый учебник по психологии был написан Б.М. Тепловым. Этот учебник для старшеклассников не потерял своей актуальности и сегодня. В 1956 г. появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским. Однако с 1959 г. преподавание психологии в школе было прекращено. Одной из причин этого стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. Только в 90е гг., по сути в конце века, началась широкая подготовка специалистовпсихологов для системы образования. Именно они, по мнению А.В. Петровского, и могут взять на себя функции преподавателей психологии. Особо была подчеркнута необходимость разработки

нового учебника по психологии, дающего целостное представление о человеке и его психическом мире.

Е.А. Климов в своем выступлении высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому как мы считаем возможным давать младшему школьнику основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.

Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная ориентация в области психологии. Р.С. Немов подчеркнул, что преподавать психологию в школе может лишь человек, обладающий достаточным педагогическим опытом и глубокими психологическими знаниями. В этой связи он предложил организовать постоянно действующий семинар по обсуждению проблем преподавания психологии в школе.

А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в пользу преподавания психологии в школе овладение каждым ребенком элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым (педагогам, родителям, руководителям).

Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей преподавания психологии в школе является прежде всего сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не должно быть отражением чьихто личных представлений о психологии. Преподавание должно быть гарантировано от самодеятельности.

Представитель Министерства образования России Н.В. Морозова обратилась к участникам конференции с просьбой подготовить обращение к органам образования России Министерству образования РФ и к Московскому комитету образования о необходимости введения преподавания психологии в школе.

Все поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы двух секций.

Первая из них была посвящена проблеме целевого предназначения и кадрового обеспечения преподавания психологии в школе. В центре обсуждения были вопросы о целях преподавания психологии в школе, профессиональных требованиях к преподавателю психологии и этике проведения уроков психологии.

Работа второй секции была направлена на обсуждение педагогических аспектов преподавания психологии в школе (программ, учебных пособий и учебников, методических средств и т.д.). Участники секции развернули широкую дискуссию о том, с какого возраста вводить преподавание психологии в школе, какими должны быть учебники психологии, в какой форме оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на уроках психологии.

Московская городская научнопрактическая конференции показала, что сегодня преподавание психологии ведется во многих школах Москвы.

Современное состояние преподавания психологии в школе характеризуется следующим. Постоянно растет число школ, в которых ведется преподавание психологии в рамках «школьного компонента «, увеличивается число учебников и учебных программ для разных классов, отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин. Это свидетельствует о том, что школьная общественность осознала необходимость включения в среднее образование знаний о внутреннем мире человека, закономерностях развития его психики. Такое положение отражает положительные тенденции в образовании, повышение роли психологического знания в жизни общества.

В настоящее время существует ряд оригинальных программ и учебников по психологии для детей разных возрастов, используются и адаптированные зарубежные учебники и программы, а также авторские программы. Подобное разнообразие подходов и точек зрения является плодотворным и может способствовать в итоге определению того содержания психологического знания, которое в будущем может быть включено в стандарт среднего образования. Вместе с тем различные курсы психологии отличаются сегодня не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью.

Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие прежде всего на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования. Среди них имеются программы, не отвечающие уровню современного научного знания, дилетантские, с весьма далеким от психологии содержанием, и даже такие, которые предполагают использование суггестивных методов воздействия на детей.

Обучение начинается и ведется в разных параллелях. Существует точка зрения, согласно которой введение психологии как системы научных знаний является оптимальным на рубеже средних и старших классов либо только в старших классах (VIII XI классы). Вместе с тем имеющийся опыт ведения уроков психологии в начальной школе (III класс) убедительно свидетельствует о возможности и полезности овладения детьми основными психологическими понятиями и представлениями: дети проявляют большой интерес к предмету, хорошо усваивают учебный материал.

Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.

Сказанное свидетельствует о необходимости профессионального анализа и оценки положения в этой области, своевременности и целесообразности проведения конференции ученыхпсихологов и практических психологов образования по данной проблеме.

Участники конференции рекомендуют.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Комитет образования Москвы о необходимости рассмотреть вопрос о введении психологии как учебного предмета в рамках «регионального компонента «, создании Совета по преподаванию психологии в средней школе, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение необходимого профессионального уровня различных учебников и программ.

Сформулировать в качестве цели преподавания психологии как учебного предмета формирование у школьников общих представлений о психологии как науке, оказании им помощи в открытии и осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности, пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе. В рамках этой общей цели считать необходимым сохранение вариативности в подходах к обучению психологии в школе.

Четко отделить этот предмет от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности школьного психолога.

В процессе преподавания психологии обратить особое внимание на процесс оценки знаний по психологии. Рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент усвоения данного предмета. Оценка должна не сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащегося, его продвижений в этой области. Преподавание психологии как учебного предмета может стать тем полигоном, на котором будет показана продуктивность таких способов оценки знаний.

Считать недопустимым смешение и подмену оценки знаний и характеристик особенностей психического развития, личности, интеллекта учащихся.

Читать еще:  Дистанционное обучение в астрахани

Обратить особое внимание на этику преподавания предмета психологии, считая обеспечение права учащегося на невмешательство в его внутренний мир важнейшим принципом преподавания данного предмета.

Оргкомитету конференции подготовить предложения о включении в программы подготовки психологов образования дисциплины по преподаванию курса психологии в средней школе.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Российскую Академию образования о проведении научной дискуссии о теоретических основах преподавании психологии в средней школе.

Обратить внимание научной и педагогической общественности на необходимость разработки дидактических и методических пособий по преподаванию психологии в разных параллелях средней школы.

Провести в научной и научнопрактической периодике широкое обсуждение и представление различных программ и учебников по психологии для средней школы.

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Цель преподавания психологии в школе

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Цель преподавания психологии в школе

2. Основные принципы отбора материала по психологии для школы

В настоящее время психология как научная, так и практическая сфера начинает занимать все более заметное место в общей культуре нашей страны.

В наибольшей степени влияние научно-практической психологии заметно в развитии современной системы образования. Психологи пришли в детские сады, школы как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит создание условий для благоприятного и позитивного переживания ребенком детства, оказания помощи, в случае необходимости, как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении и понимании проблем обучения, поведения, общения.

Весьма интенсивно психологи проводят научно-практическую просветительскую работу со взрослыми, полагая, что им без психологических знаний невозможно грамотно включать ребенка в процесс обучения, воспитания в семье, образовательном учреждении.

Занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, проводятся и с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении не отдельных тем по психологии. Конкретные советы психолога, семинары не составят целостного представления о психическом развитии человека.

Все это делает весьма актуальной проблему школьного психологического образования как обязательной составной части общего школьного образования.

Вопрос о преподавании психологии в школе не нов. Еще в 1789 году в Москве была издана «Краткая психология, или учение о душе для детей» Г.Кампе (нем.) В 1906 году психология была введена в общеобразовательный школьный курс, но в связи с непроработанностью курса и отсутствием преподавателей через три года исключили.

С 1947 по 1958 годы основы психологии изучались в старших классах школы по учебнику Б.М. Теплова. Борис Михайлович подчеркивал, что психология дает возможность понимать самого себя, что очень важно для самовоспитания, для того, чтобы выбрать такую специальность, в которой можно принести больше пользы родине и получить больше всего удовольствия.

В обсуждении проблемы преподавания психологии участвовали известные российские ученые Павел Петрович Блонский, Корнилов Константин Николаевич.

Георгий Иванович Челпанов задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходимым, чтобы молодые люди знали природу растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научное знание того, что такое память, внимание, воображение, аффекты не столько же ценно, сколько является ценным знание внешних явлений.

Дети и сейчас имеют слабые знания о психике человека, весьма туманно представляют себе содержание внутреннего мира своего и других людей. Таким образом, на протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центе внимания ученых.

В чем может заключаться целесообразность преподавания психологии в школе? Прежде всего, преподавание такого предмета в школе отвечает интересам современного общества. Провозглашенная обществом гуманизация основана на психологических законах общения и взаимодействия людей. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит реализацию этого принципа. Поэтому необходимость психологического образования со школьных лет вытекает из потребностей современной общественной жизни. Такое образование может стать основой психологической культуры, которой обществу недостает.

Гуманизация образования – это не защита учащихся от современных противоречий жизни, а подготовка их к самостоятельной, активной жизни в обществе социальных перемен. Сейчас мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития человека, но сама система образования накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о нем самом как представителе рода человеческого. Незнание законов развития психики приводит к тому, что ребенок не может сделать выводы о самом себе, о своих интересах и способностях, своих сильных и слабых сторонах.

В настоящее время преподавание психологии представляет собой эпизодические включения отдельных психологических знаний в общий процесс обучения. Знания о внутреннем мире человека должны быть систематизированными, а не фрагментарными.

Поэтому , по мнению И.В. Дубровиной, целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Реализация цели требует решения психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

— формирование у школьников общих представление о психологии как науке;

-оказание помощи детям в открытии внутренного мира человека;

-пробуждение интереса ребенка к другим людям и самому себе;

-развитие интеллектуальной сферы;

-развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

-развитие эмоциональной сферы;

-понимание переживаний других людей.

Когда начинать преподавание психологии в школе?

В настоящее время существует немалое количество учебников по школьному курсу «Психология» Большинство из них предназначены для старших классов школы. Но именно в начальное школе берет свое начало мировоззрение ребенка, включающего в себя понимание человека как активной части реального мира. По мнению И.В. Дубровиной, наиболее благоприятным возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9-10 лет (3-4 классы). Дети к этому времени умеют писать и читать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, понятии, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих.

2Основные принципы отбора материала по психологии для школы

Вопрос заключается в том, какой материал из науки отобрать как необходимый и каким образом его распределить по возрастам. Основные принципы отбора научного материала для любого учебного предмета и определения метода его преподавания были сформулированы еще П.Ф. Каптеревым (они актуальны и сейчас).

Сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки. Проблема в том, что в психологии борются между собой различные психологические направления, но в психологии есть положения, принятые всеми направлениями. Именно эти бесспорные вопросы должны входить в состав школьной науки. Обычно, в содержание учебников включаются на доступном для понимания учащихся уровне материалы по общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности.

Сообразность содержания преподавания со свойствами детской натуры и личностными особенностями детей. При разработке курса должны учитываться основные характеристики и закономерности развития ребенка на разных этапах школьного детства. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как о человеке. Это означает, что в процессе обучения психологии следует руководствоваться интересами ребенка как растущего человека и развивающейся личности.

Сообразность содержания и метода преподавания с личностью учителя. Чтобы нести в образовательные учреждения психологическую культуру, сами специалисты – практические психологи должны ею обладать. Это – очень емкое понятие:

Во-первых, оно включает в себя глубокое знание психологии;

Во-вторых, умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;

В-третьих, широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы. (Еще Козьма Прутков отмечал: смотри вдаль – увидишь даль, смотри в небо – увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя).

Еще раз напомним, что дидактика – это научная дисциплина, которая изучает теорию образования и обучения.

Обучениепредставляет собой совместную деятельность учащегося и учителя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является процессом взаимодействия ученика и учителя.

Понятие «образование» несколько шире по своему значению, чем понятие «обучение».

Образование — процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Может проходить как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия учителя в прямом смысле этого слова.

Дидактика разрабатывает общие принципы преподавания учебных предметов в школе. В средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях урок является традиционным видом классной работы. Урок — наиболее доступная для учащихся форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к дру­гому на уроке снижают усталость от однообразной работы. Он отвечает воз­растным возможностям учащихся, особенно на младших курсах. Многоплановость и многогранность урока позволяют сформировать ряд требований к нему.

1.Урок по психологии

2.Эмоциональные состояния школьников на уроке

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

23 декабря 1998 г. в Москве состоялась городская научнопрактическая конференция «Психология как учебный предмет в современной средней школе «. Организаторами конференции выступили Психологический институт РАО, Московский городской психологопедагогический институт, Городской психологомедикосоциальный центр и Московский комитет образования. Участниками конференции стали детские практические психологи, работающие в различных учреждениях образования, специалисты в области подготовки психологических кадров, руководители окружных подразделений психологической службы.

Читать еще:  Дистанционное обучение сгугит

Основная цель конференции, как отметила в своем выступлении И.В. Дубровина, всестороннее обсуждение проблемы преподавания психологии в современной школе. Развитие психологической службы системы образования закономерно повлекло за собой непосредственное включение психолога в учебный процесс. На сегодняшний день проведение уроков психологии является важным аспектом работы школьного психолога. Однако сама эта работа протекает по преимуществу стихийно в силу отсутствия единства позиций, точек зрения на цели, задачи и средства преподавания психологии в школе. Между тем введение в школьную программу нового учебного предмета «Психология » требует обязательного, специально разработанного научнометодического обеспечения. Подобно другим школьным дисциплинам (таким, как физика, химия, биология и др.), психология должна вводить ребенка в систему научных понятий и давать определенные практические знания в области психологии. И.В. Дубровина особо подчеркнула, что это первая конференция, посвященная данной теме, и ее задача не в том, чтобы вынести окончательное решение, а в том, чтобы сделать гласными имеющиеся проблемы. Обсуждение этих вопросов проходило как на пленарном, так и на секционных заседаниях конференции.

Преподавание психологии в российской школе имеет давнюю и нелегкую историю, о чем увлекательно рассказал в своем докладе А.В. Петровский. Попытки ввести психологию в круг учебных предметов были предприняты еще в начале века. Первые учебники для учащихся писали такие крупные отечественные психологи, как Г.И. Челпанов и К.Н. Корнилов. Однако уже к началу 30-х гг. психология была вычеркнута из числа школьных дисциплин. Только в 1947 г. психология вместе с логикой вновь была введена в курс средней школы. Новый учебник по психологии был написан Б.М. Тепловым. Этот учебник для старшеклассников не потерял своей актуальности и сегодня. В 1956 г. появился еще один учебник для школьников, подготовленный Г.А. Фортунатовым и А.В. Петровским. Однако с 1959 г. преподавание психологии в школе было прекращено. Одной из причин этого стало отсутствие квалифицированных преподавателей психологии. Только в 90е гг., по сути в конце века, началась широкая подготовка специалистовпсихологов для системы образования. Именно они, по мнению А.В. Петровского, и могут взять на себя функции преподавателей психологии. Особо была подчеркнута необходимость разработки

нового учебника по психологии, дающего целостное представление о человеке и его психическом мире.

Е.А. Климов в своем выступлении высказал убеждение в том, что психологию как учебный предмет можно преподавать не только в старших классах, но и в начальной школе, где она может по праву встать в один ряд с изучением родного языка и математики. Всегда можно найти доступный для ребенка уровень объяснения психологических явлений, подобно тому как мы считаем возможным давать младшему школьнику основы научных знаний о живой природе, об окружающем мире.

Р.С. Немов акцентировал внимание на таком важном вопросе, как цели преподавания психологии в школе. Он, в частности, выделил ряд основных целей: получение школьниками элементарных научных знаний, развитие у них способности к самопознанию и самосовершенствованию, овладение умением влиять на людей и профессиональная ориентация в области психологии. Р.С. Немов подчеркнул, что преподавать психологию в школе может лишь человек, обладающий достаточным педагогическим опытом и глубокими психологическими знаниями. В этой связи он предложил организовать постоянно действующий семинар по обсуждению проблем преподавания психологии в школе.

А.А. Леонтьев высказал еще один важный аргумент в пользу преподавания психологии в школе овладение каждым ребенком элементарной психологической культурой, чего так не хватает нынешним взрослым (педагогам, родителям, руководителям).

Е.С. Романова также подчеркнула, что задачей преподавания психологии в школе является прежде всего сообщение учащимся системы научных знаний, оно ни в коем случае не должно быть отражением чьихто личных представлений о психологии. Преподавание должно быть гарантировано от самодеятельности.

Представитель Министерства образования России Н.В. Морозова обратилась к участникам конференции с просьбой подготовить обращение к органам образования России Министерству образования РФ и к Московскому комитету образования о необходимости введения преподавания психологии в школе.

Все поставленные на пленарном заседании вопросы подробно обсуждались участниками конференции в ходе работы двух секций.

Первая из них была посвящена проблеме целевого предназначения и кадрового обеспечения преподавания психологии в школе. В центре обсуждения были вопросы о целях преподавания психологии в школе, профессиональных требованиях к преподавателю психологии и этике проведения уроков психологии.

Работа второй секции была направлена на обсуждение педагогических аспектов преподавания психологии в школе (программ, учебных пособий и учебников, методических средств и т.д.). Участники секции развернули широкую дискуссию о том, с какого возраста вводить преподавание психологии в школе, какими должны быть учебники психологии, в какой форме оценивать знания учащихся и нужна ли отметка на уроках психологии.

Московская городская научнопрактическая конференции показала, что сегодня преподавание психологии ведется во многих школах Москвы.

Современное состояние преподавания психологии в школе характеризуется следующим. Постоянно растет число школ, в которых ведется преподавание психологии в рамках «школьного компонента «, увеличивается число учебников и учебных программ для разных классов, отдельные знания по психологии включаются в курсы традиционных учебных дисциплин. Это свидетельствует о том, что школьная общественность осознала необходимость включения в среднее образование знаний о внутреннем мире человека, закономерностях развития его психики. Такое положение отражает положительные тенденции в образовании, повышение роли психологического знания в жизни общества.

В настоящее время существует ряд оригинальных программ и учебников по психологии для детей разных возрастов, используются и адаптированные зарубежные учебники и программы, а также авторские программы. Подобное разнообразие подходов и точек зрения является плодотворным и может способствовать в итоге определению того содержания психологического знания, которое в будущем может быть включено в стандарт среднего образования. Вместе с тем различные курсы психологии отличаются сегодня не просто вариативностью, а значительным разбросом и фрагментарностью.

Прежде всего это относится к целям преподавания. Одни программы и учебники направлены на то, чтобы дать детям научные знания по психологии, другие прежде всего на работу по обучению школьников приемам и способам саморазвития и самосовершенствования. Среди них имеются программы, не отвечающие уровню современного научного знания, дилетантские, с весьма далеким от психологии содержанием, и даже такие, которые предполагают использование суггестивных методов воздействия на детей.

Обучение начинается и ведется в разных параллелях. Существует точка зрения, согласно которой введение психологии как системы научных знаний является оптимальным на рубеже средних и старших классов либо только в старших классах (VIII XI классы). Вместе с тем имеющийся опыт ведения уроков психологии в начальной школе (III класс) убедительно свидетельствует о возможности и полезности овладения детьми основными психологическими понятиями и представлениями: дети проявляют большой интерес к предмету, хорошо усваивают учебный материал.

Преподавание психологии ведется преимущественно школьными психологами, специально для этих целей не подготовленными. Практически отсутствуют содержательные, методические и дидактические требования к данному предмету со стороны Комитета образования, не решена проблема специфики и форм оценки знаний по психологии.

Сказанное свидетельствует о необходимости профессионального анализа и оценки положения в этой области, своевременности и целесообразности проведения конференции ученыхпсихологов и практических психологов образования по данной проблеме.

Участники конференции рекомендуют.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Комитет образования Москвы о необходимости рассмотреть вопрос о введении психологии как учебного предмета в рамках «регионального компонента «, создании Совета по преподаванию психологии в средней школе, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение необходимого профессионального уровня различных учебников и программ.

Сформулировать в качестве цели преподавания психологии как учебного предмета формирование у школьников общих представлений о психологии как науке, оказании им помощи в открытии и осознании внутреннего мира человека, его уникальности и безусловной ценности, пробуждении интереса ребенка к другим людям и самому себе. В рамках этой общей цели считать необходимым сохранение вариативности в подходах к обучению психологии в школе.

Четко отделить этот предмет от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности школьного психолога.

В процессе преподавания психологии обратить особое внимание на процесс оценки знаний по психологии. Рассматривать оценку знаний школьника по психологии как необходимый компонент усвоения данного предмета. Оценка должна не сводиться к количеству баллов, а содержать развернутую характеристику знаний учащегося, его продвижений в этой области. Преподавание психологии как учебного предмета может стать тем полигоном, на котором будет показана продуктивность таких способов оценки знаний.

Считать недопустимым смешение и подмену оценки знаний и характеристик особенностей психического развития, личности, интеллекта учащихся.

Обратить особое внимание на этику преподавания предмета психологии, считая обеспечение права учащегося на невмешательство в его внутренний мир важнейшим принципом преподавания данного предмета.

Читать еще:  Обучение девелопмент недвижимости

Оргкомитету конференции подготовить предложения о включении в программы подготовки психологов образования дисциплины по преподаванию курса психологии в средней школе.

Оргкомитету конференции подготовить записку в Российскую Академию образования о проведении научной дискуссии о теоретических основах преподавании психологии в средней школе.

Обратить внимание научной и педагогической общественности на необходимость разработки дидактических и методических пособий по преподаванию психологии в разных параллелях средней школы.

Провести в научной и научнопрактической периодике широкое обсуждение и представление различных программ и учебников по психологии для средней школы.

Рабочие программы для школьного психолога

Программа профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями.

В современных условиях происходящих изменений, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в сфере социального обслуживания и профилактики «синдрома эмоционального выгорания». Поэтому возникла потребность разработки программы профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Целевая аудитория: для психолога

Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить — гиперактивность.
Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

Целевая аудитория: для психолога

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Целевая аудитория: для психолога

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Проблема:
Психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Цель деятельности:
• создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы и воспитанникам группы предшкольной подготовки успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Целевая аудитория: для психолога

Целевая аудитория: для психолога

Целевая аудитория: для 1 класса

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

10 бесплатных онлайн-курсов по психологии

Научитесь разрешать конфликты, избавьтесь от негативного жизненного сценария и узнайте, почему люди совершают преступления.

1. Психология человека

В материалах курса доступным языком изложены основные понятия психологии человека. Из теоретического блока вы узнаете, что управляет действиями и поступками людей, какой структурой и свойствами обладает личность, как зарождается мотивация и почему одни упорно стремятся к большему и достигают успехов, а другие не могут добиться даже самых посредственных результатов.

Отдельные уроки будут посвящены психологии развития и становления личности — как понять, каким вырастет ребёнок, от чего это зависит и можно ли на это повлиять — и взаимодействию человека и социума.

В конце курса есть список рекомендованной литературы, перечень интересных психологических эффектов, а также примеры экспериментов и игр, которые помогут закрепить теоретические знания и применить их на практике.

2. Практики конфликтования: конфликтовать нельзя жить мирно

Название курса неслучайно: вопрос, где ставить запятую, кажется очевидным, но лекторы расскажут и про обратную точку зрения.

Большинство из нас сталкивается с конфликтами ежедневно. И многие стараются всеми возможными способами их избежать, ведь это трата эмоциональных ресурсов, стресс и сплошной негатив.

Однако иногда разногласия и споры могут быть полезны. Например, они помогают людям лучше узнать друг друга, учат достигать взаимопонимания, повышают активность человека и его чувство ответственности и стимулируют развитие личности.

Поэтому не спешите сглаживать неприятную ситуацию любой ценой. Разберитесь, как управлять конфликтом, и узнайте о тактиках и стилях поведения в такие моменты. Послушайте мнение специалистов — возможно, вы измените свои взгляды на выяснение отношений.

3. Психология сознания

Сознание человека — тайна, которая до сих пор остаётся нераскрытой. И на протяжении всех периодов развития психологии как науки появлялись новые подходы к изучению и пониманию этого феномена, рождались новые определения.

В этом курсе лекторы расскажут об истории исследований сознания, объяснят, как строятся теории и гипотезы и как их нужно проверять экспериментально. Вы также узнаете, как работает закон разрыва шаблона, почему происходит искажение воспоминаний, как ожидания становятся реальностью и зачем нужны ограничения.

4. Психолингвистика

Психолингвистика — это комплексная дисциплина, исследующая речевые процессы и находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Этот курс познакомит всех желающих с основными понятиями, терминами, современными подходами и методами данной сферы.

Авторы расскажут о существующих теориях появления языка, экспериментальной морфологии и синтаксисе, а также о лингвистических исследованиях письма, чтения, билингвизма, устной спонтанной и детской речи.

5. Психология коммуникации

Общение занимает большую часть нашего времени. Это не только беседы с друзьями, родственниками или коллегами, но и диалоги на кассе в магазине или пустяковый разговор с прохожим на улице. А ещё — это не всегда только слова. О чём вам и расскажут во время прохождения курса.

Лекции будут посвящены невербальной коммуникации, эффективным методам убеждения и тактике ведения переговоров, особенностям групповой дискуссии, а также специфике общения онлайн.

6. Психология межгрупповых отношений

В детстве у нас есть семья и друзья, но с возрастом мы постепенно осознаём принадлежность к более масштабным группам — гендерным, этническим, религиозным, профессиональным и так далее. И начинаем делить окружающих на «своих» и «чужих».

Курс этот затрагивает межгрупповые конфликты и разъясняет, почему люди отвергают «чужих». А также рассказывает, что происходит с жертвами дискриминации, откуда берутся предрассудки и стереотипы, и предлагает варианты налаживания контакта с представителями другой группы.

7. Практика разрешения конфликтов. Я — семья — работа — общество

Ещё один курс, который поможет разобраться в сущности конфликтов и сформировать позитивное отношение к ним.

Автор рассказывает о предпосылках, структуре и особенностях внутриличностных и семейных конфликтов, а также разногласий на работе.

Вы научитесь диагностировать и анализировать трудные ситуации, находить причины и выбирать правильную стратегию их разрешения.

8. Основы криминальной психологии

Чужая душа — потёмки. Особенно сложно понять, что движет нарушителями закона и побуждает их совершать злодеяния. Курс как раз для тех, кто хочет разобраться в этом.

Опытный криминолог расскажет, как особенности личности влияют на поведение преступника, виноваты ли в его поступках психические расстройства и какую роль здесь играют агрессивные мысли и эмоции.

Вы также узнаете, какие психологические причины стоят за преступлениями, и сможете критически оценивать криминальные сводки новостей.

9. Психология познавательных процессов

Объёмный курс, охватывающий как когнитивные процессы — ощущение, восприятие и мышление, — так и «сквозные» психические процессы — память, внимание и воображение.

Вы узнаете, в чём особенности каждого из них, как они устроены и за что отвечают, разберётесь, как мы исследуем окружающий мир, а также воспринимаем, организуем и обрабатываем информацию.

10. Как выйти из сценария и стать счастливым

Сценарии, по которым мы живём, зарождаются в раннем детстве. И в большинстве случаев именно они мешают нам в итоге стать счастливее.

«Не везёт в любви», «меня всегда бросают», «у меня ничего не получится» — типичные примеры. И, несмотря на множество позитивных сценариев, чаще всего мы остаёмся в негативном и сами программируем себя на несчастья.

Выйти из этого плена можно, но будет непросто. Психолог рассказывает, как это сделать, объясняет процесс формирования сценариев, разбирает конкретный случай из жизни и приводит пример из классической литературы — Евгения Онегина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector