A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Производственное обучение в колледже

Приложение. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

Положение
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291)

С изменениями и дополнениями от:

18 августа 2016 г.

1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, (далее — Положение) определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Настоящее Положение распространяется на образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее — ОПОП СПО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО).

2. Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика (далее — практика).

3. Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО (далее — образовательная организация), самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

4. Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:

последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;

связь практики с теоретическим обучением.

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО (далее — профессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

5. Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

6. Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

7. При реализации ОПОП СПО по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

8. При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

9. Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее — организация), и образовательной организацией.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

10. Учебная практика и производственная практика по ОПОП СПО в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено образовательной программой.

11. Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

12. Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО.

13. Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

14. Образовательные организации:

планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;

заключают договоры на организацию и проведение практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики;

осуществляют руководство практикой;

контролируют реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;

определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 18 августа 2016 г. N 1061 в пункт 15 внесены изменения

заключают договоры на организацию и проведение практики;

согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;

предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют из числа высококвалифицированных работников организации наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками;

участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;

участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;

обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

16. Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

17. Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

18. Обучающиеся, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в организациях обязаны:

выполнять задания, предусмотренные программами практики;

соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

19. Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.

20. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.

21. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

Читать еще:  Ординатура рудн стоимость обучения

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

22. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

23. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

24. Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

Производственное обучение в колледже

Антикоррупционная политика

Дистанционное обучение

Производственное обучение

Производственное обучение в техникуме

Производственное обучение

Организация производственного обучения в ОГБОУ СПО «Кадомский технологический техникум» осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законом «Об образовании», локальными и нормативными документами Министерства образования Рязанской области, Уставом и локальными актами техникума.

Организация учебных практик.

Учебные (для получения первичных профессиональных навыков), производственные (по профилю специальности), преддипломные практики являются составной частью основных образовательных программ СПО и НПО, проводятся в соответствии с действующими ФГОСами СПО и НПО в части федеральных государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

В работе по практическому обучению коллектив руководствуется положениями о производственной практике обучающихся. Рабочие программы по практическому обучению составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Все виды практик проводятся согласно графика учебного процесса. Основными целями учебных практик (для получения первичных профессиональных навыков) являются:

• привитие интереса к избранной специальности;

• общее ознакомление обучающихся с производственной структурой предприятия, технологией производства,

• подготовка обучающихся к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Учебные практики проводятся в лабораториях, аудиториях, учебных мастерских и на полигоне. Знания, умения и навыки, полученные во время прохождения учебных практик используются в дальнейшем при изучении спец.дисциплин. В процессе проведения практик по получению первичных профессиональных навыков, мастера производственного обучения постепенно, последовательно формируют самостоятельность обучающихся при выполнении отдельных производственных заданий, прививая им первичные навыки и умения по профессии. Преимущественно используются индивидуальные и индивидуально-групповые формы обучения, которые являются наиболее эффективными при проведении практик.

Организация производственных практик.

Производственные (по профилю специальности), преддипломные практики имеют целью закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. На третьем курсе обучающиеся в процессе прохождения производственной практики (по профилю специальности) совершенствуют свою профессиональную самостоятельность на предприятиях Рязанской области. Результатом прохождения производственных практик является получение квалификационного рабочего разряда, который есть не что иное, как доказательство рабочей профессиональной самостоятельности. Выполняемая работа обучающимися в период практики администрацией предприятий оценивается очень высоко.

В адрес техникума поступают отзывы с предприятий о достойном уровне подготовки будущих специалистов, где констатируется факт умения обучающихся быстро адаптироваться в производственных условиях, умения самостоятельно выполнять задания. Таким образом, профессиональная самостоятельность будущего специалиста формируется последовательно на протяжении всего учебного процесса: начиная с самостоятельного выполнения практических и курсовых работ, затем самостоятельного выполнения производственных заданий во время прохождения практики и заканчивая самостоятельным выполнением дипломного проекта и сдачей квалификационных экзаменов. На все этапы производственной (по профилю специальности) практики в техникуме разработаны рабочие программы на основе примерных.

С учетом предложений и пожеланий работодателей в рабочие программы практик вносятся изменения и дополнения. Содержание всех видов практик определяет примерная программа, на основе которой в техникуме разработаны рабочие программы на все виды практик. Практика по всем видам специальностей проводится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего и начального профессионального образования выполняется в полном объеме его требований. Уровень сложности индивидуальных заданий для всех практикантов соответствует требованиям федеральных государственных стандартов, а для отдельных студентов разрабатываются индивидуальные задания повышенной сложности, учитывая специфику предприятий, а также теоретический и практический уровни подготовки. В индивидуальные задания практикантов руководители периодически вносят изменения и дополнения, учитывая современные достижения науки и техники. Руководство практикой в группах осуществляется мастерами производственного обучения и преподавателями специальных дисциплин, руководителями практик от предприятий и организаций, имеющих большой производственный опыт работы.

Со стороны образовательного учреждения постоянно происходит контроль над прохождением и управлением качеством производственной практики. Контроль осуществляется через совещания, издание приказов и распоряжений, отчетность, индивидуальную работу с руководителями практик и со студентами. Текущий контроль прохождения студентами практики осуществляется руководителем практики согласно составленного графика и фиксируется соответствующей записью в учебном журнале, ежедневный контроль осуществляется руководителем практики с производства. Качество прохождения практики оценивается руководителем практики (преподавателем-специалистом) по пятибалльной системе. При оценке результатов практики учитываются качество и содержание отчета, качество и уровень сложности практических заданий, уровень знаний, приобретенных студентом на практике и оценка руководителя от предприятия.

Модельеры — конструкторы (МК — 31)

Подготовка к защите курсовой работы

Техники — механики (ТМ — 21)

Учебная практика на базе техникума

Производственное обучение мастеров с/х производства

Производственное обучение тракторист — машинист с/х производства

Производственное обучение в колледже

И.Н. Крикуненко, заместитель директора

по учебно-производственной работе

Всем известно, что без практики теория мертва! Следуя этой истине, практическому обучению в колледже уделяется большое внимание.

Руководство процессом «Практика» осуществляется заместителем директора по учебно-производственной работе Крикуненко Ириной Николаевной, которая в 1993 году в связи с реорганизацией переведена в Темиртауский политехнический колледж из металлургического техникума.

Являясь определенным этапом в подготовке к будущей профессиональной деятельности, практика осуществляется на основании требований ГОСО, государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы и в соответствии с графиком учебного процесса.

Именно в период практики происходит творческий процесс соединения учебной деятельности и производственного труда, при котором приобретенные знания воздействуют на характер труда учащихся, а трудовая деятельность способствует расширению и систематизации знаний, формирует у учащихся профессиональные умения и навыки, является критерием прочности знаний, средством оценки их сформированности, уровня воспитанности и общей культуры.

Учебные практики организуются на базе мастерских и лабораторий колледжа. Большая работа по созданию, оснащению и техническому усовершенствованию баз учебных практик проводится преподавателями специальных дисциплин посредством реального дипломного проектирования.

Так, дипломниками гр.ЭПП-2007 под руководством Альдияровой Ш.Б. была создана лаборатория «Электрические машины и трансформаторы»; гр. ЗЭПП-2005- лаборатория «Электроснабжение промышленных предприятий и гражданских зданий»

В рамках реализации Государственной программы «Дорожная карта» в 2009 году под руководством преподавателя Айкимбаевой Б.Н. и мастера производственного обучения Карпович О.В. был создан учебный комплекс для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Комплекс оснащен лабораторией и мастерской, в которой проводятся каменные, штукатурные, малярные и облицовочные работы.

В 2010 году введена в эксплуатацию лаборатория металлообработки станков с ЧПУ, укомплектованная на базе учебного класса «Arinsten». В состав лаборатории входят станки фирмы «ЕМСО» и программное обеспечение фирмы «SIMENES»

Читать еще:  Калифорнийский университет стоимость обучения

Лаборатория, где проходит механическая практика учащихся шести технических специальностей колледжа, предназначена для обучения практическим приемам управления станками с ЧПУ.

Мастером производственного обучения слесарных и механических работ трудится Реймус Владимир Фридрихович. Его сорокалетний производственный опыт позволяет на должном уровне поддерживать техническое состояние учебных мастерских и давать интересные уроки, обучая первоначальным профессиональным навыкам учащихся технических специальностей.

Мастером производственного обучения по строительным работам является Карпович О.А. Под ее руководством в период учебной практики и практики на получение рабочей профессии, практиканты специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» выполняют значительные объемы ремонтных работ учебного комплекса.

Производственные практики проводятся на базе предприятий и организаций города. Колледж тесно сотрудничает с градообразующим предприятием АО «Арселор Миттал Темиртау». Большую помощь в осуществлении тесных связей оказывает начальник ОПК АО «Арселор Миттал темиртау» Столповский С.В. Он хорошо знает проблемы и нужды образования в целом и нашего колледжа в частности. С его помощью на протяжении более 20 лет наши учащиеся проходят практику в цехах предприятия.

Тесное сотрудничество с ХМЗ ТОО «ТЭМК» ( руководитель предприятия – Ниязов А.В. начальник ОК Щеглова Н.И.) помогает организовывать практики на базе предприятия. С названным предприятием тесно сотрудничает также РУМО по профилю «химическое производство», созданное на базе колледжа. Инженерно-технические работники привлекаются к разработке ГОСО и рецензированию учебных программ по химическим специальностям

Добрые отношения сложились также с ТОО «Казмеханомонтаж №1,2»,

ТОО «Темиртауэлектромонтаж», ТОО «Спецпромстрой», УВД г. Темиртау и рядом других предприятий и организаций города.

Методическое руководство и контроль за проведением производственных практик осуществляется руководителями практик, назначенными из числа высококвалифицированных преподавателей.

Творческий подход к руководству практикой осуществляют такие преподаватели как Адамова С.С., Альдиярова Ш.Б., Балахонцева О.В., Касторная В.А., Мухамедьярова А.З., Нугуманова В.М., Пархоменко М.Н., Садвокасова Д.К., Сушенцева Г.П., Суркова Н.А., Феофанова Е.Я., Филатова Н.А., Щеглова Н.В.

С 1 января 2009 года в рамках процесса «Практика» введена штатная единица заведующего практикой. На эту должность назначена преподаватель экономических дисциплин Шоланова А.Е.

Айгуль Елубаевна активно занимается коммуникациями по трудоустройству выпускников, обратной связью с выпускниками и укреплением связей с социальными партнерами. С ее помощью осуществляется тесная связь с ГУ «Отделом занятости и социальных программ г. Темиртау».

Техническое обеспечение всего процесса практики выполняет лаборант Гринь С.В. От ее работоспособности, четкости и грамотности зависит своевременность оформления и выдачи всей документации, сопровождающей прохождение практики.

Правильная организация и хорошее проведение практики — залог успешной подготовки высококвалифицированных специалистов, призванных решать масштабные и сложные задачи индустриально-инновационного развития Казахстана.

Особенности организации практического обучения в колледже

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 06.10.2014

Статья просмотрена: 4447 раз

Библиографическое описание:

Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже / Л. Е. Еременко. — Текст : непосредственный, электронный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6306/ (дата обращения: 14.04.2020).

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями.

А что такое компетенция? В целом понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях. При этом общие знания и умения должны трансформироваться в определенный порядок действий, которые приведут к успешному результату. Вообще говоря, чтобы благополучно справиться с поставленной профессиональной задачей, студент-выпускник должен выстраивать и выполнять соответствующую последовательность действий автоматически. А такая особенность осуществления действий — это и есть характеристика профессиональной деятельности.

Конечно, подготовка образовательными учреждениями специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, — несомненный плюс реализации компетентностного подхода. Ведь что обычно не устраивает большинство работодателей в выпускниках учреждений профессионального образования? В первую очередь, это отсутствие практического опыта в конкретной сфере деятельности, недостаточная способность адаптироваться к рабочим местам, не совсем понятная квалификация выпускников. Да и качество образования, которое ранее оценивалось полнотой освоения содержания программ, не давало работодателям возможности объективно оценить профессионализм молодого специалиста. А компетентностный подход послужил в качестве средства формулировки требований к результатам профессионального образования выпускников со стороны потенциальных работодателей.

Итак, компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время. Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент-выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения. Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности. Само обучение должно строиться на определении, освоении и демонстрации умений и знаний, видов поведения и отношений, которые требуются для определенной профессиональной деятельности. Обучение должно ориентироваться на результаты, которые для соответствующей профессиональной деятельности будут важными и значимыми. Таким критериям соответствует практическое обучение.

ОГБОУ СПО «Рязанский технологический колледж» является современным образовательным учреждением, выполняющим подготовку специалистов по достаточно большому количеству специальностей, в частности по специальности 230401 Информационные системы, квалификация выпускника — техник по информационным системам.

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже по указанной специальности проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая имеет дисциплинарно-модульную структуру.

Формирование общих компетенций выполняется и в процессе изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, а также общепрофессиональных дисциплин. Преподавание дисциплин математического и естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин позволяет формировать и некоторые профессиональные компетенции. В любом случае, о какой бы дисциплине не шла речь, в процессе ее преподавания педагоги постоянно ориентируют студентов на будущую профессиональную деятельность. Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по информационным системам. Если говорить об общепрофессиональном цикле, то содержание соответствующих дисциплин направлено на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей. Например, значительная часть общепрофессиональных дисциплин, изучаемых на специальности 230401, предусматривает выполнение практических заданий, содержание которых ориентировано на выработку умений, требуемых для приобретения практического опыта. В частности, дисциплина «Основы проектирования баз данных» позволяет приобрести знания и выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7, ПК 1.9) при освоении профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем, поскольку разрабатываемые студентами информационные системы направлены на обработку некоторой базы данных в определенной предметной области. Дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» позволяет выработать умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.2, ПК 2.3) при освоении профессиональных модулей ПМ.01. Эксплуатация и модификация информационных систем, ПМ. 02. Участие в разработке информационных систем, поскольку для разработки приложений и модификации частей информационной системы необходимо знать основные алгоритмические конструкции и уметь реализовывать разработанные алгоритмы модификации программными средствами.

Читать еще:  Мирэа платное обучение стоимость

Но все же именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.

Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

При обучении используются неимитационные методы активного обучения. Т. е. обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности. При проведении теоретических занятий используются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод [1]. При проведении практических занятий используется лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой [1].

Учебная практика для специальности 230401 проводится рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках соответствующих профессиональных модулей. Учебная практика проводится в специализированных вычислительных центрах, материально-техническое оснащение которых отвечает требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 230401 к организации практического обучения. Материально-техническая база колледжа создает благоприятные условия для целенаправленного практического обучения студентов. Именно на учебной практике и возможно полноценное моделирование будущей профессиональной деятельности студента и ситуаций, соответствующих этой деятельности.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется концентрированно в несколько периодов. Организация и проведение производственной практики в колледже рассматривается как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно, осуществлять принцип преемственности, достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего техника по информационным системам. Базой практики могут выступать как предприятия-партнеры колледжа (например, Государственный Рязанский приборный завод), так и различные предприятия и организации по выбору студентов, поскольку квалификация будущего выпускника (техник по информационным системам) позволяет ему приобретать практических опыт во многих сферах человеческой деятельности. Естественно, направление деятельности организаций, являющихся базами практики, должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.

По каждому виду практики студентом заполняется дневник-отчет. Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

В ходе практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе обучения, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности.

Основная ответственность в реализации практико-направленного обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, развить чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. Но стоит отметить, что в практическом обучении участвуют и работодатели.

Во-первых, в зависимости от их потребностей в специалистах за счет вариативной части может корректироваться содержание обучения в рамках дисциплин и профессиональных модулей.

Во-вторых, студенты колледжа проходят практику в различных организациях города и области.

В целом между колледжем и организациями, предоставляющими базы практики, выполняется двусторонне сотрудничество, в результате чего образовательное учреждение получает возможность привлекать для практической и учебной работы со студентами высококвалифицированных специалистов, вырабатывать общие требования к компетентности специалистов, облегчить процесс профессиональной адаптации выпускников и трудоустройство. Организации и предприятия, в свою очередь, получают специалиста, соответствующего их потребностям, могут осуществлять работу по непрерывному образованию своих сотрудников, получают возможность быстро адаптировать молодых специалистов. Результаты совместной деятельности обсуждаются на научно-практических конференциях, тематика которых касается качества образования, качества выполнения работ в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что одним из аспектов деятельности колледжа является помощь в трудоустройстве выпускников и адаптация молодых специалистов на рынке труда. Во-первых, колледж сотрудничает с Центром занятости, получая информацию и вакантных местах для выпускников специальности. Во-вторых, многие студенты получают приглашение на трудоустройство в организациях, послужившими базой производственной практики. Итогом такой деятельности колледжа является высокий процент трудоустроившихся выпускников.

1. Колокольникова З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З. У. Колокольникова, С. В. Митросенко, Т. И. Петрова. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007.

2. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / Н. А. Морева. — 2-е изд. — М., 2001.

Учебные и производственные практики

Производственная практика является составной часть учебного процесса и имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная практика ГБПОУ «МКАГ» включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся в колледже как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Для организации и проведения производственной практики вколледже проводится большая работа по заключению договоров с базовыми предприятиями города Москвы.

Руководители производственной практики прививают студентам высокую культуру труда, формируют навыки качественного выполнения заданий, строгого соблюдения производственных и технологических инструкции, бережного отношения к оборудованию, приборам и инструментам, безусловного выполнения требований правил техники безопасности, пожаро-безопасности, производственной санитарии.

По результатам производственной практики проводится открытая защита отчётов с представлением презентационных материалов практики, оформлением документации: дневник практики, отчёт практики с подробным описанием вопросов согласно задания, дневник, где отмечен перечень выполняемых работ с оценкой и подписью руководителя от предприятия. Оформляются аттестационные листы и характеристики на студента по итогам практики, анализируются отчёты по производственной практике, оформляются ведомости по производственной практике.

При проведении практики на предприятиях руководители практики от колледжа:

• устанавливают связь с руководителями практики от предприятия (организации),

• составляют рабочую программу практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий,

• принимают участие в распределении студентов по предприятиям, по рабочим местам или перемещении их по видам работ,

• осуществляют контроль за ходом практики и организацией труда студентов;

• оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к курсовому и дипломному проекту (работе).

Для формирования профессиональной культуры и компетентности производственная практика включает в себя участие студентов в опытно-экспериментальной, конструкторской, исследовательской работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector