A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы организации тренинга

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. — М: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. — СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2003. — 176 с.

Цели и задачи тренинговой работы

Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
— исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].

Таблица 6. Цели и задачи тренинга

  1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
  2. познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
  3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих ффективной коммуникации
  4. развитие способности прогнозировать поведение другого человека
  1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
  2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
  3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
  4. развитие чувствительности участников к групповому процессу, связанной с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

Развитие личности участников

  1. формирование адекватного представления о себе
  2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
  3. коррекция неадаптивных личностных установок
  4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
  5. формирование навыков организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

Группа «Тренинга личностного роста»

  1. коррекция и развитие самовосприятия
  2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
  3. осознание и преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

Группа
«Тренинга
позитивного
самоотношения»

Развитие
психических
процессов

  1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
  2. развитие памяти (овладение мнемотехниками)
  3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

Группа
«Тренинга
познавательных
процессов»

Понятие о принципах психологического тренинга

Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, — основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.
И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с.11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

Организационные принципы психологического тренинга

Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
— Принцип комплектования группы тренинга — при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
— Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
— Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы — продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

Принципы создания среды тренинга

Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
— принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
— принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
— принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

Читать еще:  Методология построения тренинга

Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

Принципы поведения и деятельности участников тренинга — правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
— Принцип активности — включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
— Принцип исследовательской и творческой позиции — в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
— Принцип объективации поведения — перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
— Принцип субъект — субъектного общения — взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
— Принцип искренности — в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
— Принцип «здесь и теперь» — говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

Этические принципы психологического тренинга

Этические принципы — правила отношений участников тренинговой группы с тренером и между собой.
— Принцип конфиденциальности — информацию о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности участники не обсуждают с кем-либо за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирования доверительных отношений в группе и создания атмосферы, способствующей самораскрытию участников, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы.
— Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию — недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой.
— Принцип ненанесения ущерба — предотвращение ведущим возможного ущерба со стороны ведущего участникам тренинга, со стороны одних участников тренинга другим, отказ от манипулятивных способов поведения.

Контрольные вопросы
1) На достижение каких целей направлена работа тренинговой
группы?
2) Сформулируйте определение понятия «принципы психологического тренинга».
3) Какие группы принципов психологического тренинга выделяет С.И. Макшанов?
4) Какие принципы входят в каждую группу?

Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с.

Основные принципы проведения тренингов.

Принципы проведения тренингов при подготовке специалистов раскрывают психологические механизмы, способствующие развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников тренинга и ведущего (психолога, тренера, психотерапевта). Соблюдение принципов тренинговой работы обеспечивает достижение максимального результата тренинга за счет создания атмосферы искренности и самораскрытия между членами группы и тренером.

Самым первостепенным и важным принципом проведения тренинговой работы является принцип гуманистического отношения к личности, который выражается в уважительном отношении к друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог не должен стремиться «переделать» человека. Решение о необходимости какой-либо коррекции и развитии тех или иных своих качеств каждый участник должен принимать самостоятельно.

Принцип активности означает необходимость активного участия во всех действиях группы и запрет на отказ от выполнения упражнений. На тренинге нет тех, кто пришел «просто послушать» — либо участник принимает принцип активности, либо не присутствует вообще.

Принцип ответственности за развитие других участников тренинга. Другими словами во время тренинга нельзя зацикливаться исключительно на собственных ощущениях, важны взаимодействие и взаимопомощь участников, обратная связь от участника к группе, от группы к тренеру и т.п. Здесь же следует отметить необходимость доброжелательного отношения участников группы друг к другу, поддержки приятной атмосферы, способствующей комфортному состоянию, самораскрытию и продуктивному обучению каждого человека.

— Принцип «здесь и сейчас». Участники переживают и обсуждают только то, что непосредственно происходит перед их глазами в настоящий момент (и ничего более), и говорят исключительно от себя, от первого лица. Кроме того, действует запрет на оценочные суждения.

— Принцип конфиденциальности. Он заключается в том, что за пределы тренинга не должно выноситься ничего из происходящего там, нельзя обсуждать участников тренинга с другими людьми и т.п. [3]. Последнее — важно не только для участников тренинга, но и для конкретной организации, где они проводятся. Рассказы о происходящем в рамках тренинговой работы не только неэтичны по отношению к участникам тренинга, но и нарушают тренинговую технологию как таковую. Участник не вправе рассказывать коллегам или руководству о том, как себя вел на тренинге тот или иной участник, что там делали, насколько хорошо или плохо получалось. Максимум, что психолог может вынести на обсуждение — это озвучить свое мнение о результативности тренинга, полезности его для себя, проблемах, которые были разрешены.

Общие задачи тренинга.

В целом, оптимальное тренинговое занятие может выполнять следующие задачи:

1. обучающую: развитие общепсихических умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения деловой речью и т.п.;

2. психотехническую — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, например, перестройка психики для усвоения больших объемов информации, повышения эмоциональной устойчивости и т.п.;

3. коммуникативную — объединение и выработка сплоченности у членов группы, установление эмоциональных контактов, развитие спектра коммуникативных техник участников группы;

4. релаксационную и терапевтическую — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в ходе деятельности, снятие внутренних противоречий и конфликтов у участников тренинговой группы;

5. рекреационную — создание благоприятной атмосферы и положительного мотивационного настроя на занятия группе, в частности, и на деятельность вообще.

Принципы организации и проведения бизнес-тренингов

В условиях возрастающей конкуренции одной из ключевых компетенций сотрудников (да и организации в целом) становится способность быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды. Успешные компании отличаются от прочих, в первую очередь, тем, что они ориентированы на развитие, поддержание своей репутации и экологичность отношений (как внутренних, так и внешних). Вне зависимости от того, какая стратегия выбирается в качестве доминирующей, — реактивная или интерактивная — эффективно реализовать ее можно, только если компания становится «саморазвивающейся».

Чтобы адаптироваться к окружающей среде и внутренним изменениям, современные организации тратят много усилий на обучение персонала, используя активные методы и современные формы обучения, в том числе и ставший очень популярным за последние 10 лет тренинг.

Термин тренинг появился в русскоязычной литературе как калька с английского — training. В широком смысле под тренингом понимается подготовка (Богомолова; Петровская, 1977), а в более узком — тренировка (Платонов, 1983). В 1970-е годы в ГДР под руководством М. Форверга (M. Vorwerg) был разработан метод обучения, построенный на использовании преимуществ групповой работы, получивший название социально-психологический тренинг.

Говоря о тренинге, обычно выделяют два ключевых момента: способ работы (активные методы обучения) и цели. Кроме того, в каждой конкретной форме групповой деятельности можно выделить ведущий и вспомогательные процессы, что позволяет построить удобную типологию таких форм. В тренинге можно выделить три относительно самостоятельных процесса (Х. Миккин — H. Mikkin, 1986):

Читать еще:  Программа тренинга образец

Это объективные процессы, развивающиеся по своим законам, вне зависимости от того, знает о них что-либо тренер или нет. Все они имеют свои детерминанты, собственную динамику, поэтому требуют особого внимания тренера.

В основе понимания процесса обучения лежит теория социального научения А. Бандуры, согласно которой при формировании профессиональных умений происходит замена неэффективных моделей поведения новыми, более эффективными.

Процессы групповой динамики изучались в теории малых групп. Основная методическая задача тренера — использование эффектов и феноменов групповой динамики для интенсификации обучения за счет ускоренного прохождения первых малопродуктивных фаз группового развития и достижения рабочей фазы в течение первой половины тренировочного цикла.

Процессы развития личности в тренинге сознательно отводятся на задний план, так как основные его цели лежат в другой области. Поэтому для успеха обучения важно во время проведения тренинга сохранить status quo личности.

На сегодня выделяют несколько видов тренингов: личностного роста, социально-психологический, развития коммуникативных навыков, формирования профессиональных навыков и т. д. При обучении сотрудников компании используются различные виды тренингов в разном соотношении.

Реже всего встречается заказ на проведение тренинга личностного роста, целью которого является стимулирование личностного развития человека. Как правило, его организуют для топ-менеджеров компании.

Под социально-психологическим тренингом понимается комплекс методов психологического воздействия, направленных на приобретение знаний, опыта, развитие умений и формирование социальных установок в области межличностного общения. Это своеобразная подготовка человека к общению, направленная на развитие его коммуникативной компетентности. Как отмечает Л. А. Петровская, социально-психологический тренинг не только развивает специальные умения (например, вести дискуссию), но и позволяет приобрести опыт анализа ситуаций общения. В результате у человека повышается адекватность восприятия себя, партнеров по общению, в целом ситуации в группе.

Основными методами, использующимися в тренингах этого типа, являются групповая дискуссия, игра, специальные упражнения («психогимнастика»). Активная включенность позволяет участникам проверить собственные представления относительно отношений, эмоций и поведенческих реакций других людей, дает им возможность осознать особенности своего поведения. Обратная связь от других членов группы и от тренера, эффекты группового взаимодействия позволяют участникам не только анализировать свои коммуникативные стратегии, но и корригировать их, формировать более эффективные модели взаимодействия с людьми.

В бизнес-контексте тренинг — это активная форма обучения людей, направленная на приобретение знаний и формирование навыков, необходимых для повышения эффективности их профессиональной деятельности.

В настоящее время руководители (да и сотрудники) все реже задают вопрос: «А зачем нам нужен тренинг?» Менеджеры уже оценили его преимущества, увидели реальную пользу от обучения.

Предварительная оценка потребности в обучении помогает решить проблемы повышения мотивации участия в тренинге и учесть реальные запросы работников.

С помощью обучения сотрудников компании могут решаться различные задачи. По результатам проведенного нами в 2006 году исследования, это:

приобретение новых знаний и формирование новых навыков (прежде всего, профессиональных);

отработка стандартов профессиональной деятельности;

обеспечение смены вида деятельности;

оценка результативности — обратная связь от сотрудников относительно эффективности деятельности;

выявление и обучение лидеров;

оптимизация расстановки кадров;

оценка совместимости работников;

преодоление кризисного этапа в развитии организации;

раскрытие потенциала сотрудников;

разрешение конфликтных ситуаций;

улучшение психологического климата в коллективе;

формирование кадрового резерва.

Кроме перечисленных конкретных задач, тренинг способствует решению и более общих, — таких как организационная диагностика (выявление имеющихся ресурсов и ограничений — как человеческих, так и технических), организационное развитие, повышение эффективности деятельности организации и приобретение конкурентных преимуществ, развитие корпоративной культуры, улучшение имиджа организации и т. д.

Необходимость «включения» обучения в процесс совершенствования компании ставит перед его организаторами и тренерами новые задачи. Традиционное распределение ролей, когда руководители компании определяют проблемы, а специалисты в области обучения формулируют задачи обучения, а затем решают их с помощью проведения разовых курсов по отдельным дисциплинам или направлениям деятельности (планирование, финансы, вычислительная техника, психология общения и т. д.), совершенно неэффективно. Это «реактивный» подход.

Для достижения высоких бизнес-результатов следует привлекать специалиста в области обучения к анализу возникающих проблем на самых ранних стадиях. Современная модель обучения должна быть многофазовой. Мы предлагаем модель, включающую несколько последовательных шагов (рис. 1):

    Изучение планов и проблем организации.

Определение потребностей в обучении.

Определение целей обучения.

Разработка программы обучения.

Оценка эффективности обучения.

Рис. 1. Многофазная модель обучения

Разумеется, важны все шаги, но разработка стратегических целей компании и проведение организационной диагностики не входит в задачи бизнес-тренера, это обязанности «заказчиков». Однако понимать стратегию развития компании, знать результаты диагностики, чтобы уяснить проблемы организации необходимо как внешнему, так и внутреннему тренеру. В том случае, когда руководители компании делают целевой, четко сформулированный запрос на проведение тренинга, задачи тренера упрощаются. Но даже если этого не происходит, тренер может, составив представление о текущих проблемах организации, самостоятельно выявить потребности в обучении и предложить собственные варианты проведения тренинга.

Чтобы определить потребность в обучении — «желаемое состояние», необходимо сначала прояснить отношение сотрудников к обучению, темы, которые сотрудники компании считают важными и значимыми для ее эффективного развития. Способы оценки потребности в обучении приведены в таблице 1.

Табл. 1. Методы оценки потребности в обучении

Принципы организации тренинга

Принципы тренинга содержательно связаны с уровнями изменений, и являются основополагающими условиями эффективности технологии.

Реализация принципа создания среды подразумевает заботу тренера о соответствии целей, средств и методов программы. Локальная среда тренинга выступает фрагментом социального и профессионального окружения, поэтому необходим прогноз переноса происходящего в тренинге в реальный профессиональный контекст. Создание среды тренинга должно разрешать противоречие между необходимостью создания реалистичных моделей практики и обеспечением универсальности этих моделей. Кроме этого среда, с одной стороны, должна быть достаточно безопасной, а с другой — сохранять необходимый уровень новизны и проблемности. Поэтому принцип создания среды реализуется за счет избыточности средств регулирования уровня мотивации и возможностей выбора участниками способов деятельности.

Принципы поведения участников

  • 1. Принцип активности. Обеспечение принципа активности реализуется за счет того, что участникам предлагаются самые разнообразные виды деятельности, схемы наблюдения за игровой ситуацией, ротации игроков.
  • 2. Принцип объективизации поведения участников. Универсальным средством объективизации является обратная связь (ОС), потоки которой регулируются преподавателем. Чем в большей степени личность является самостоятельным инструментом, тем большая глубина ОС нужна в тренинге. Преподаватель обязан показать полезность обратной связи для совершенствования профессиональных навыков, здесь важно быть настойчивым, поднять ценность ошибок, важность проработки неэффективных способов поведения. Причина отказа от обратной связи может состоять в том, что в группе отношения формальные, напряженные и нет достаточного доверия. При организации ОС важно соблюдать следующие правила:
    • — обращать внимание на поведение, основываясь на наблюдении (что виду, слышу, чувствую), а не на интерпретациях;
    • — использовать описание по отношению к тому, что происходит «здесь и сейчас»;
    • — обращать внимание на новые возможности, которые приходят, если человек не боится экспериментировать.

Организуя ОС, преподаватель задает следующие вопросы:

  • — Что в поведении способствовало эффективному взаимодействию?
  • — Что мешало?
  • — Что можно было сделать по-другому?
  • 3. Принцип исследовательской творческой позиции. Реализация принципа требует создания среды, характеризующейся проблематичностью, неопределенностью и безоценочностью по отношению к участникам.
  • 4. Принцип реалистичности реализуется за счет соответствия средств и методов целям тренинга, игровые ситуации соответствуют реальному опыту участников, цели и уровень сложности соответствуют опыту и возможностям группы.
  • 5. Принцип субъект-субъектного общения требует соблюдения правил психологической безопасности в коммуникациях, персонификации высказываний (я-высказыванис), уважения личности другого.
Читать еще:  Тренинг успеха упражнения

Отметим, что за реализацию принципов организации тренинга отвечает преподаватель, ведущий программы. Поскольку мы можем утверждать, что тренинг как метод используется для влияния на личность участника с целью прироста знаний, наработки полезных навыков, изменения неконструктивных установок, то важно помнить самый главный принцип взаимодействия в процессе обучения, воспитания — «Нс навреди!».

Рис.1. Универсальная схема тренинговой программы

Разработка содержания и реализация программы тренинга может быть описана универсальным алгоритмом, включающим в себя следующие этапы:

  • 1. Разработка программы тренинга (этап определения методологических оснований содержания программы и операционализации навыка, умения, который будет развиваться).
  • 2. Подбор группы, анализ уровня развития группы, в которой будет проводиться тренинговое занятие.
  • 3. Постановка целей тренинга для участников группы, вступительное слово тренера, в котором преподаватель представляет программу, опрсдслсляст цели и задачи, определяет 2-3 ключевых термина, относящихся к содержанию программы, кратко описывает то, как будет проходить работа, какие средства будут использоваться. На этапе 2 вводятся привила взаимодействия в группе. Их не должно быть слишком много.

например, правила активности, партнерского общения, я-высказывания. Все правила направлены на организацию активного творческого образовательного процесса в условиях психологической безопасности личности.

  • 4. Этап создания работоспособности группы. На этом этапе происходит знакомство участников, если оно необходимо, обсуждение опасений и сомнений, персональных ожиданий и «разогрев» группы.
  • 5. Этап ориентации (осознание участниками тренинга зон некомпетентности).
  • 6. Этап изменений (модули изменений в количестве N).
  • 7. Этап целостного действия.
  • 8. Этап рефлексии и «заземления» результатов тренинга.

Использование целостной программы тренинга в учебных занятиях

вряд ли возможно. Однако структура этапа изменений позволяет использовать его модульное построение в рамках учебных занятий.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕНИНГА

Психологический тренинг строится в соответствии с определен­ными принципами, под которыми следует понимать основные по­ложения, особенности руководства и правила реализации тренин­га как метода.

С. И. Макшанов’ разделяет принципы тренинга на несколько групп:

□ принципы создания среды тренинга;

□ принципы поведения участников;

Организационные принципыопределяют особенности подготов­ки и проведения тренинга и включают:

1 Макшанов СИ. Психология тренинга. С. 103-108)

Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную при­надлежность, уровень должностной иерархии, а также неко­торые психические свойства личности.

Принцип физической закрытости — тренинговая группа ра­ботает в одном и том же составе от начала и до конца тре­нинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включа­ются в дальнейшую работу только с согласия остальных чле­нов группы, при этом им необходимо рассказать пропустив­шему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга.Специфическая среда в тре­нинге во многом определяет направленность и эффективность работы. Тренинговая группа является обществом в миниатюре, от­ражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодей­ствии. Соответственно психологическая среда тренинга должна вы­ступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных ре­зультатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с используемыми мето­дическими средствами и характером решаемых задач.

Принципы создания среды тренинга включают:

Принцип системной детерминации — воплощение в среде тре­нинга основных факторов изменений психологических фе­номенов человека и группы.

Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реаль­ной (в значимых переменных), тем меньше вероятность пе­реноса полученных изменений в реальную жизнь.

Принцип избыточности — создание возможностей выбора
различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тре-
нинговых процедур и др.) в соответствии с развитием груп­
пы и ее содержательным продвижением.

Принципы поведения участников.Поведение участников в любом групповом психологическом тренинге является структурированным в соответствии с определенными принципами, определяемыми мо­делью тренинга. В СПТ выделяются следующие принципы поведе­ния участников *:

Принцип моделирования. В тренинге моделируются различ­ные ситуации, в которых участники демонстрируют негатив­ные и позитивные формы поведения.

Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренин­га для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной сторо­ны, каждый участник вправе сам определять меру своей ис­кренности и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне.

Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуаль­ной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвле­чению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избе­гания) от имеющихся проблем и затруднений.

Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга долж-

* Данные принципы реализуются в нормах и правилах группы и описаны в раз­деле 1.4.

ны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и пере­живаний других.

Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренин-говой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения про­блем, исследованию особенностей и закономерностей меж­личностного взаимодействия и познанию других участников.

Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осо­знание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки явля­ются необходимым компонентом личностного роста. Основ­ным средством объективации поведения в тренинге являет­ся обратная связь группы. Возможно использование и дополнительных средств, в частности видео- и аудиозапись происходящего в группе.

Этические принципы.К этическим принципам относятся:

Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что инфор­мация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждать­ся с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение данного принципа является необходимым для формирова­ния доверительных отношений в группе и создания атмос­феры, способствующей самораскрытию участников.

Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принци­па предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга. Ведущий отвечает за все происхо­дящее в тренинге и в процессе ведения группы должен исхо­дить в первую очередь из принципа «не навреди», что требу­ет от него высокой межличностной чувствительности и профессионализма.

Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содер­жанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренин­га. Иногда в процессе работы возникает желание отдельных участников или необходимость в изменении содержательно-

го плана тренинга. В первом случае ведущему следует учитывать, что нередко желание изменить содержание тре­нинга является защитной реакцией участников. В случае не­обходимости дополнительной работы с отдельными участ­никами ведущий может организовать ее либо в режиме консультирования, либо в процессе другого, соответственно ориентированного тренинга. Если необходимость изменений содержания тренинга все же достаточно оправдана, то веду­щий может их произвести, но только после обсуждения в группе и принятия всеми участниками. Однако этот шаг мо­жет являться показателем недостаточной подготовленности к тренингу ведущего [38; 44; 66].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector