A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг конструктивного общения

Методическая рекомендация «Тренинг конструктивного общения»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

«Тренинг конструктивного общения»

Цель: Развитие профессионального самосознания и осознание собственных качеств. Развитие коммуникативной компетентности и творческого потенциала учащихся.

Задачи: Помочь учащимся лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения работать в группе. Повышать самооценку.

Условия проведения: Занятие проводится с группой учащихся в количестве 10 человек (разных специальностей), продолжительность 1час.

Материал: листы бумаги А -4,ручки,фломастеры, веревка. карточки (качества),ТСО.

Добрый день! Мы желаем добра, и радости тем с кем общаемся. Наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

2. Знакомство участников введение в тренинг.

Ребята сегодня на занятии вы получите знания, как лучше общаться, поупражняетесь в способах налаживания дружеских отношений, поучитесь анализировать собственные поступки.

А теперь представитесь т. к. вы из разных групп, а значит, и учитесь вы разным профессиям.

Называя свое имя, и одно — два профессиональных качества на начальную букву имени.

— Я — Татьяна, — толерантная, талантливая

Мы представились друг другу. И работать мы будем все вместе, значит мы команда, которая должна дойти до конца.

3.Подготовка к началу игры.

Небо над нашим городом сегодня серое- серое. Посмотрите вокруг- далеко на севере завывает ветер, и высокая трава у самого горизонта колышется волнами. Такое же завывание раздается и с южной стороны. Надвигается ураган, очень свирепый, ему ничего не стоит смести на своем пути абсолютно все( звучит музыка). Ветер воет все сильнее, все дрожит, кружится, мы теряем равновесие и превращаемся в маленькие невесомые существа. Медленно, как воздушные шары, мы поднимаемся в воздух. Лететь нам даже приятно, хотя мы оказались в самом центре урагана. Через какое – то мгновение ураган опустил нас в очаровательной стране. Вокруг раскинулась зеленая лужайка с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. Повсюду растут удивительные цветы. На деревьях сидят птицы и поют на все голоса. Невдалеке бежит ручей, нашептывая что-то очень приятное.

Мы и не заметили в такой красоте, как к нам приближаются люди, очень странные, в шляпах с серебряными колокольчиками на головах. Они одеты во все голубое и обуты в сверкающие сапоги с голубыми ботфортами. Мы попали в страну жевунов.

Теперь вы маленькие существа и превращаетесь …. В кого ? Кем бы вы хотели быть в этой стране?

4. Упражнение: Напишите 10 определений отвечающих на вопрос « Кто Я» и являющихся вашей характеристикой. (3 мин)

Заслушать желающих (2).

А теперь посчитайте, каких слов в характеристике больше положительных или отрицательных. Какие определения для вас значимы и почему?

Все вы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к конфликтам.

Вы не знаете, как необходимо вести себя в этой стране и чего ожидать от жевунов. Исследуя остров, вы обнаружили в скале пещеру и от случайно сказанных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась.

5.Упражнение «Волшебная пещера»

В ней есть разные предметы. Но предметы не обычные, это профессиональные качества. Каждый из вас может взять 5– любых. Советоваться нельзя, делиться, обмениваться в последствии тоже нельзя будет. Выберете качества, которые вы возьмете.

У вас есть 5качеств, но ситуация такова, что унести из пещеры группа может только 5 самых важных. Посоветуйтесь и составьте общий список.(3мин)

Удалось, ли договорится?

Был ли в дискуссии лидер?

Назначили ли вы его или он проявил себя сам?

Какие это качества?

Вывод: « Люди становятся одинокими, если вместо мостов они строят стены» (С. Лейц). Путь к профессионализму долог и труден. « Хочешь достичь цели своего стремления – спрашивай вежливо о дороге».У. Шекспир

Читать еще:  Тренинг о культуре речи для подростков

6. Упражнение «Пропасть»

Выбравшись из пещеры, вы оказались на склоне горы, где есть огромная впадина.

Черта, которую вы видите перед собой, — это не просто линия это граница узкой тропки, над которой нависают причудливые глыбы. По этой тропинке вам необходимо пройти и не свалится в пропасть. По-моему сигналу вы превращаетесь в скальные глыбы. (Встаньте за чертой, расставьте ноги, пригнитесь, создайте фигуру). Только крайний слева становится альпинистом. Его задача – пройти вдоль пропасти, путь можно преодолевать любым способом. Главное надо ни до кого не дотронуться. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий участник превращается в человека, и начинает сам путешествие, а тот который добрался, до конца тропы, превращается в камень. (5мин)

И снова вы оказались на зеленой лужайке с фруктовыми деревьями, усыпанными спелыми фруктами. И опять к нам приближаются люди, очень

странные, в шляпах с серебряными колокольчиками на головах. Они одеты во все голубое и обуты в сверкающие сапоги с голубыми ботфортами. Они подходят к вам и пытаются наладить контакт, узнать о вас, вашей профессии. И предлагают вам задание

7.Упражнение: «Исключи лишнее».

Из слов — анаграмм выбрать лишнее.

Апельсин — нисьлепа Помидор –родимоп Тыква — авкыт

Яблоко – околбя Огурец –церуго Манго — огнам

Груша-ашург Перец – цереп Режиссер -рессижер

(Деление на группы)

8.Упражнение: В течение 3 мин. вам необходимо составить список слов связанных с вашей профессией.

9.Упражнение: Вам необходимо убедить жевунов, что вы высококлассные специалисты и именно вам необходимо вернуться в свою страну. Ваша задача подготовить презентацию вашей профессии. (15мин)

Основополагающим умением в любой профессиональной деятельности является умение сотрудничать, общаться. Они уже почти вам поверили и готовы отпустить, если вы расшифруете слово.

10.Упражнение «Расшифруй слово»

Необходимо, каждую букву, входящую в слово использовать, для того чтобы дать характеристику понятия «общение» и затем объяснить свой выбор.

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Жевуны вам улыбаются и наделяют подарками- качествами

Тренинг навыков конструктивного общения для старшеклассников

(При разработке тренинга были использованы материалы тренингов коммуникативной компетентности (О.С. Андреевой, Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской и др.)

ВАРИАНТЫ ЗАНЯТИЙ И ИХ БЛОКИ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ

Большинство старшеклассников, приходя в группу или на спецкурс, уже имеют свои собственные представления о психологии и некоторые знания. У некоторых из них ярко выражен интерес к повышению коммуникативного уровня, самопознанию, имеются обширные знания в различных областях психологии и определенные цели. У других устойчивые проблемы в межличностном общении сужают интересы и усиливают тревожность по отношению к психологии. У третьих представления о психологии искажены либо смешаны с представлениями о парапсихологии.

Возникает потребность прийти к соглашению с учащимися о целях и направлении дальнейшей работы. Удовлетворить эту потребность можно, если представления о психологии, педагоге-психологе и условиях работы в группе будут определены не только теоретически, но и в практической деятельности.

На вводных занятиях возможно достижение этой цели и заключение договора на следующую работу. В смешанных группах участники после этих занятий определяют свою позицию, уровень потребности работы в группе и делают выбор: уйти или продолжать.

В группе спецкурса участники благодаря вводным занятиям настраиваются на дальнейшую работу. Каждое занятие включает информацию из области психологии, формирует эмоциональный фон и позволяет каждому участнику проявить себя в деятельности, в поведенческом аспекте. Принципиальным является принятие личности, деликатное общение, атмосфера безопасности высказываний, проявлений, самораскрытия. Повышение уровня интереса к себе и окружающим достигается через удовлетворение потребностей каждого в различных аспектах деятельности, реализацию своих возможностей в групповом общении.

Читать еще:  Тренинг эффективного общения для подростков

Вводные занятия можно использовать как отдельный курс для знакомства и создания работоспособного коллектива. В рамках вводных занятий осуществляется диагностика социально-психологического уровня группы или перепроверка результатов такой диагностики.

Тема 1. Формирование позиции взаимодействия на занятиях

Занятие №1 (2 часа). Введение в предмет психологии.

Цели: актуализация знаний в области психологии; исследование уровня осведомленности, интересов, ожиданий; формирование позиции взаимодействия.

Информация для педагога-психолога

Формирование общих целей в повышении психологического уровня необходимо осуществлять исходя из соответствия потребностей, интересов учеников и возможностей психолога их удовлетворить.

Порядок работы

1. Индивидуальная работа.

Участникам группы предлагается письменно ответить на вопрос об их представлениях о психологии и психологе и ожиданиях от занятий психологией. Вопрос может звучать примерно так: „Что может дать практическая психология?»

2. Групповая работа.

Выполнив первое задание, участники организуют малые группы (3—5 человек) и формируют по этому же вопросу групповое мнение. Затем представители каждой группы зачитывают мнение своей группы остальным участникам.

Педагог записывает эти мнения на доске (или большом листе бумаги) и группирует их по трем основным направлениям: психология личности; психология малых групп (семьи, коллектива по интересам, коллектива организации или предприятия); психология масс (культурной общины, толпы).

Далее педагог может дать информацию о методах исследований в области психологии (тестирование, наблюдение, анкетирование, эксперимент и т. д.).

Участникам по желанию предлагается выразить вслух свои представления о личности психолога-профессионала и его возможностях. Все высказывания записываются на доске, а затем дается информация о реальных профессиональных возможностях психолога (в частности своих) в удовлетворении интереса участников.

Стоит выделить мысль, что психолог может помочь человеку раскрыть его возможности только при условии заинтересованности человека в этом. Организовав исследование интересующей учащихся ситуации, психолог поможет сделать выводы с психологической точки зрения.

4. Заключение договора и начало объединения группы

Педагог-психолог предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии, такие как:

а) доброжелательное отношение друг к другу;

б) проявление инициативы;

в) правило „Здесь и теперь».

5. Создание положительной групповой атмосферы.

Упражнение 1.

Участникам предлагается по кругу назвать свое имя и имена всех предыдущих участников. Если в группе все знакомы, то называются имена родителей (отца или матери).

1-й участник произносит свое имя (или имя одного из родителей) ; 2-й участник называет услышанное имя и свое (или одного из родителей); 3-й участник называет все услышанные имена, затем свое. И так, пока все не произнесут своего имени (или имени одного из своих родителей).

Информация для педагога-психолога.

В процессе индивидуальной и групповой работы следует выделить для себя наиболее тревожных детей, лидеров-организаторов. Это поможет прогнозировать процессы в группе, создавать атмосферу безопасности и доверия. Дополнительно к материалам наблюдения в ходе занятий рекомендуется использовать методику измерения тревожности по Спилбергеру или другие методики, предложенные в главе „Использование диагностических материалов».

Занятие №2 (2 часа). Психологические проблемы общения.

Цели: актуализировать проблемы; воспроизвести опыт их решения; организовать ситуации решения проблемы на основе знаний членов группы о себе (Я-концепция и психологические защитные механизмы).

Информация для педагога-психолога.

Необходимо владение теорией и практикой в области психоанализа и современных психологических методов. Опыт работы с измененным состоянием сознания.

Порядок работы

Данное занятие необходимо начать с игры „Пустое место«, используя ее в качестве „ледокола». Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Необходимо чутко следить за тем, чтобы члены группы не торопили друг друга.

Правила игры. Одна половина участников садится по кругу на стулья, другая — встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником (или перед учителем) никто на стуле не сидит — „пустое место». Его задача переманить кого-нибудь из сидящих на „пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Читать еще:  Материал для тренинга по продажам

Бели кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с „пустым местом» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе какого-нибудь участника (так же — глазами), т. е. снова приобрести партнера, и т. д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе. Обычно это занимает 10 минут.

Дополнительный эффект упражнения — адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности. Эксцентричные учащиеся получают возможность компенсировать тревожность в деятельности. Аутичные, косвенно попав в центр внимания, чувствуют себя относительно свободно и имеют возможность адаптироваться. Проявляется ощущение общности группы, что дает свободу в выражении стремлений и чувств, облегчает восприятие информации.

После потепления взаимоотношений в группе можно переходить к теоретической части урока.

Упражнение. Беседа в кругу с целю выяснить разницу между бытовой и психологической проблемой.

Педагог-психолог предлагает разобрать понятие „проблема», предоставив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения. Среди высказываний чаще фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы увидеть за ней психологическую проблему. Например: „Как только подумаю, что надо делать уроки (готовиться к экзаменам), находится . уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела? Ответы часто похожи: „Лень». Реакция руководителя: „Что за ней (ленью) стоит?» На этом этапе разговор следует вести не на личностном, а на абстрактном уровне — „со всеми такое бывает».

Психолог предлагает всем порассуждать на тему: „Почему появляется лень?» Собрав „корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вызывают какие-то ощущения… Педагог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит? Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, руководитель помогает, информирует участников: срабатывает НЕЧТО, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это НЕЧТО называется психологическими защитными механизмами.

Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поставив под сомнение бытовое понимание причинности явления: „ленюсь (не хочу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности голова болит часто тогда, когда „не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».

„Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию.

Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и как он решил эту проблему. Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного произведения по школьной программе, где герой исследует свое состояние, и явно проявляются психологические защитные механизмы.

Прочтите отрывок из романа Ф. М. Достоевского „Двойник» (стр. 145—159 в Хрестоматии). Ответьте на вопросы:

Какими защитными механизмами пользуется герой?

Какие психологические защитные механизмы есть у меня?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector