A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг по вербальному общению

Тренинг по вербальному общению

8. Игра „Найди по инструкции». Работа в парах. Один партнер закрывает глаза и по инструкции, данной вторым партнером, должен найти спрятанный предмет. Инструкцию можно давать только вербально. Затем партнеры меняются ролями.

„Обратная связь.» Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди должен сказать своему партнеру: «Мне в тебе не нравится …» (1 раз). «Мне в тебе нравится …» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.

„Настойчивость—сопротивление». Работа в парах. „Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), „сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. „Настаивающий» должен отвечать различными убедительными доводами. „Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ „нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если „сопротивляющийся» скажет: „Ты меня убедил», или „настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.

12. „Запрещение повелительного наклонения». Один из участников предлагает другому ряд высказываний, содержащих глаголы в повелительном наклонении. Например: „Иди к доске» или „Иди в магазин». Другой должен тот же смысл выразить другими словами: „К доске пойдет», „Не пора ли обедать».

При обсуждении обратить внимание на то, как выбор той или иной грамматической формы влияет на изменение переживаний, чувств, эмоциональных состояний.

13. «Запрещение „нет» и „не»». Один из участников задает другому вопрос, на который нельзя ответить утвердительно, или делает заведомо невыполнимое предложение. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произнести частицу „не» или слово „нет» (например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?» — «Боюсь, что это шокирует присутствующих») .

Данную работу можно выполнять в парах, партнеры меняются ролями, либо по кругу по очереди. Если работа в парах, каждый предлагает 4—5 вариантов.

14. „Формулировка вопросов, на которые можно дать лишь утвердительный ответ». После непродолжительной подготовительной работы каждый задает партнеру ряд вопросов, на которые тот отвечает. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответить можно было лишь утвердительно (например: «Ты, конечно, хочешь закончить поскорее этот неприятный разговор?»). Отвечающий не должен давать искусственно неадекватных отрицательных ответов.

По окончании парной работы проводится коллективное обсуждение. Каждая пара сообщает о наиболее удавшихся вариантах. Отвечающие делятся своими переживаниями (рефлексия).

15. „Лабиринт». Всем членам группы предлагается занять удобное положение в креслах, закрыть глаза и:

а) представить себе лабиринт (рассказать о том, что увидели);

б) услышать звуки в лабиринте (поделиться своими впечатлениями) ;

в) почувствовать себя в лабиринте (рассказать об ощущениях);

г) увидеть, услышать и почувствовать эту ситуацию. Рефлексия: обратить внимание на разницу в полноте образов.

16. „Горячий стул». В центре комнаты стоит стул. Каждый поочереди занимает этот стул. Все остальные члены группы обращаются к сидящему со словами: «Мне в тебе не нравится…», затем: «Мне в тебе нравится…» (возможны варианты). Используется только фактическая информация, полученная в процессе работы в группе. Следует избегать определений „хорошо», „плохо».

После того как все выскажутся, участник, занимавший „горячий стул», рассказывает о том, что он извлек из этих суждений, что принял, что отверг.

Обратить внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

17. „Тренировка обратной связи». Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чем бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». „Возражения» заменены на „отстаивание прав», что искажает смысл фразы.)

Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.

18. „Знакомство» (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Каждый рассказывает только то, что посчитает нужным.

19. „Интервью». Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности,

искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица.

В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы.

По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах:

— отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда;

— стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было.

20. „Определение модальностей1″. Каждому участнику группы дается иллюстративный материал (лучше репродукции пейзажей), предлагается составить и записать по нему рассказ. Затем несколько рассказов зачитываются.

По используемым предикатам определяются ведущие модальности. Дается понятие модальности, предиката. Составляется небольшой словарь предикатов (визуального, кинестетического, аудиального типов). Далее предлагается, разбившись на пары, по данной же картине составить рассказ-описание, используя предикаты не своей модальности, т. е. поговорить не на своем языке.

Рефлексия: Попробуйте определить, когда было легче подобрать слова? С чем это может быть связано?

21. Предложить участникам по желанию рассказать какой-нибудь случай из своей жизни (можно случай придумать). После рассказа проанализировать жесты, позы рассказчика, попытавшись соотнести это с ранее полученными знаниями о модальностях.

22. Разыграть с участниками сценки из жизни (ожидание транспорта, разговор в транспорте, встреча давно не видевшихся друзей и т. п.), проанализировать в свете знаний о модальностях.

23. „Модальность». Вариант вводной беседы педагога-психолога: Вы — старшеклассники. Какие слова вы чаще всего слышите в школе и дома? От учителей и от родителей вы слышите примерно следующее: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они „не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — „могут все», у них — полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.

1 Здесь и далее термин „модальность» используется в значении, принятом в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).

Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не „вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Давайте потренируемся!

Презентация — Тренинг невербального общения

Текст этой презентации

Шайдурова Валентина Федоровна Педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербург 2015
Презентация для занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Преодолевая трудности общения» Тема 3/23(В)
Тренинг невербального общения .

.
Цель тренинга: развитие способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.
Задачи тренинга: определение особенностей невербального общения в переговорах; развитие навыков невербального общения; построение доверительных отношений средствами невербальной коммуникации; осознание своей позы и собственных жестов; определение по бессознательным признакам внутреннего состояния собеседника; умение контролировать речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т.д.).

.
Упражнение «Эмоциональное знакомство» Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными. После того, как все участники произнесли свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие.

.
Игра «Демонстрация фильма» Участники делятся на пары и каждой паре дается задание с помощью мимики и жестов показать тот или иной жанр, остальные угадывают (ужасы, мелодрама, боевик, комедия, триллер). Далее идет обсуждение с помощью, каких средств общения они показывали фильмы.

Читать еще:  Психологический тренинг картинки

.
Упражнение «Мимические маски» Каждый из участников получает записку с заданием мимически представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию.

.
Упражнение «Вырази эмоцию» Заранее подготавливаются 2 стопки карточек. В первой стопке – карточки с эмоциями, во второй – название разных частей тела. Каждый участник выбирает любые две карточки из двух стопок. Затем по очереди, участники соотносят выбранные карточки и пытаются выразить ту или иную эмоцию с помощью выбранной части тела. Следует раскрепоститься и позволить себе быть свободным в проявлении мимики и пантомимики и не бояться казаться немного смешным.

.
Упражнение «Тренировка мимики» Заранее подготавливаются зеркала. Участникам дается задание отрепетировать при помощи зеркала по своему выбору несколько мимических выражений. Предлагается выразить с помощью лица не просто отдельную эмоцию, а эмоцию с некоторым оттенком (любовь с оттенком недоверия, счастье с оттенком печали, восхищение с оттенком ревности, гордость с оттенком печали, радость с оттенком безнадежности). Обсуждение.

.
«Мой выбор» Все члены группы садятся в полукруг, а один из участников располагается напротив и старается выбрать одного из участников занять свое место только взглядом. Если упражнение получилось и контакт состоялся, то выбранный занимает место того, кого выбрали и игра продолжается. После завершения упражнения анализируются возможные способы осуществления выбора, обсуждаются возможные визуальные взаимодействия в общении.

.
«Глаза в глаза» Все участники разбиваются на пары. Один из партнеров должен вспомнить какой-либо случай из жизни, вызвавший сильные эмоции. Затем постараться передать своему партнеру при помощи взгляда свои чувства от этого воспоминания. Партнер должен понять и принять это сообщение. Но, запрещено использовать слова и ярко выраженные лицевые экспрессии. Надо постараться посредством взгляда, микродвижений глаз выразить свое внутреннее состояние.

.
Упражнение «Репортаж» Вбираются 3 участника. Двое из них предварительно советуются, разыгрывают небольшую пантомиму. Третий – репортер, который должен прокомментировать ее, оправдав действия и движения. Репортаж должен проходить одновременно с выполнением действий, как прямое включение. Участники затем оценивают все действие и предлагают собственную интерпретацию. Упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность пантомимы 5 минут.

.
Упражнение «Фотография» Участники получают фотографии незнакомых им людей. Задание – всмотреться в лицо, обратить внимание на взгляд, мимическое выражение, позу, одежду. Постараться определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни и т.д. у этих людей. Попытаться понять, смогли бы вы подружиться с этим человеком? Почему? Постараться понять и рассказать. — Обсуждение

.
Домашнее задание При поездке в транспорте мельком посмотрите на соседа. Незаметно окиньте взглядом его лицо, одежду, позу, подумайте, кем работает этот человек, какой у него характер. Попробуйте определить его возраст и почувствовать его настроение. Естественно, не надо навязчиво смотреть на человека. Отрабатывайте у себя умение и способность по внешнему виду определять индивидуально-психологические особенности.
2. Выбрать фильм или спектакль. Выключить звук, а изображение оставить. Попробовать определить, о чем говорят люди, какие у них цели и мотивы. Вглядеться в лица говорящих, обратить внимание на их позы и жесты. Попробуйте воспроизвести их разговор. Через некоторое время включите звук, правильно ли вы определили предмет разговора?

Тренинг для педагогов «Вербальное общение»

Елена Качева
Тренинг для педагогов «Вербальное общение»

Тренинг для педагогов «Вербальное общение».

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….”

цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы.

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.

Поменяйтесь местами те,кто:

— сегодня в первую смену;

— у кого первая буква имени Н;

— сегодня во вторую;

— у кого отчество Михайловна, Ивановна, Николаевна, Васильевна…

Теоретическая часть: Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться — это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.

Умение общаться — это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Общение — это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия.

Прошу вас послушать притчу:

Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…

Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

— Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого,что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого,что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

— Сядь на место, глупец! – отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его.А затем с видом раскаяния сказал:

— Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

— Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Упражнение «Мои качества»

Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в деловом общении.

Завершить представление нужно обобщением: «Мы увидели, одни и те же качества одним людям помогают в деловом общении, а другим мешают. Например, эмоциональность некоторым помогает, а некоторым мешает, уверенность в своей позиции также может иметь противоположный эффект» или «Мы увидели, что в нашей группе многим помогает умение слушать (в этот момент тренер должен взглянуть по очереди на тех, кто называл это свое качество, а мешает многим нетерпение (взгляд на соответствующих участников, невнимательность» (взгляд)

Упражнение «Дар убеждения»

Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Делимся на 3 команды: по кругу – ниф, наф, нуф.

1 группа – контролеры (у них билетики)

2 группа – потерявшие билет в театр.

Потерявшие должны убедить контролера, чтобы его пропустили.

Упражнение «Найди пару»

С помощью открытых наводящих вопросов вы должны определить, какая табличка у вас на спине написана.

Пары персонажей: Малыш и Карлсон, Курочка Ряба и Яйцо, Мальвина и Буратино, Красная шапочка и Серый волк, Руслан и Людмила, Лиса и Колобок, кошка и мышка.

Упражнение «Рассказ по кругу»

Цель. Развить умение непринуж денной передачи информации в рамках заданной темы.

Ведущий предлагает группе неза конченную ситуацию, связанную с обще нием. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна ми нута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода….»

1. Насколько сложно было вам про должать заданную ситуацию?

2. Нашли ли в рассказе отражение ваши реальные взаимоотношен

Упражнение «Выход из контакта»

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете.

Участники разбиваются на две группы.

Инструкция: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта»

Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем «знакомый».

Упражнение «Вера Коркина»

Читать еще:  Тренинг для подростков на сплочение

Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.

Для выполнения этого упражнения трех участников тренинга попросить выйти за дверь, одному добровольцу читают текст «Вера Коркина». Затем этот участник делится полученной информацией с одним из тех, кто стоит за дверью. Далее тот участник делится с другим человеком и т. д. Последний рассказывает, что он понял.

1. Как нужно было изменить инструкцию, чтобы лучше запомнить эту информацию?

2. Что мешало слушать более внимательно?

3. Какие моменты запомнились лучше и почему?

У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.

Текст к упражнению см. приложение

Текст к упражнению «Вера Коркина»

10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа,произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.

Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять её домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8- я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто — то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями. Анкеты для педагогов и родителей» С вопросами, касающимися взаимодействия с родителями, сталкиваются многие педагоги ДОУ. Чаще всего они связаны с тем, что родители не хотят.

Тренинг для педагогов «Мы все разные» Тема. «Мы все разные» Цель. Сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния. Задачи: • Показать.

Тренинг для педагогов «Мы вместе!» Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных.

Тренинг для педагогов на сплочение «Мы вместе» ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МЫ ВМЕСТЕ!» Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; • повысить.

Тренинг для педагогов «Новогодние забавы» Цели: снять психоэмоциональное напряжение и усталость, развить экспрессивное поведение, межличностное доверие путем вербальных и невербальных.

Тренинг для педагогов «Погода в ДОУ» Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов; восстановление психического равновесия; снятие нервного напряжения путем «разблокировки.

Тренинг для педагогов «Профилактика утомляемости у педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов «Сила Я» Цель: осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального.

Тренинг для педагогов «Мы такие разные» Цели: 1. знакомство участников; 2. создание доверительной атмосферы в группе; 3. сплочение команды. Задачи: 1 развития умения легко общаться.

Тренинг «Невербальное общение» Тренинг для педагогов: «Невербальное общение». Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на само деле,.

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

Рекомендации

♦ Вовлекайте в игровое общение окружающих.

♦ Выполняйте упражнения перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения.

♦ Упражнения рассчитаны на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 1

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

• «Не могу даже ответить».

• «Очень хорошо живу».

• «Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2

Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.

Упражнение 3. Неожиданный гость

Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 4

Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.

Упражнение 5

«Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и др.).

Упражнение 6

• Нарисуйте взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

• Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.

• Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.

• Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.

Упражнение 7. Наблюдатель

• Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.

•Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

Упражнение 8

Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Упражнение 9. Вылепить скульптуру

Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.

Упражнение 10

Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.

Упражнение 11

Пройдите строевым и прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая. Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца. Придумайте и изобразите как можно больше вариантов.

Упражнение 12. Я — не я!

Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 13

Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи» глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

Упражнение 14

Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.

Упражнение 15

Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу. Осознайте состояния и чувства, которые в данной ситуации возникают:

• идете по лесу, где много комаров (по узкой тропинке а горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу, по уступу скалы, по шаткому мостику, по канату);

•в магазине пробираетесь в толпе к прилавку;

•болеете на стадионе во время футбольного матча;

• спешите на поезд;

•играете в снежки;

• уступаете свое удобное место кому-то другому;

• лепите из глины;

•делаете прическу, бреетесь;

• собираете яблоки в саду;

• натираете под мастикой;

• ищете что-либо в темной комнате;

•распутываете клубок ниток;

• перед зеркалом любуетесь на себя в новом костюме;

• играете в куклы;

• едете верхом на лошади.

Действуйте в вымышленных обстоятельствах с мысленной речью про себя, пока не завершите действие.

Упражнение 16

Представьте, что вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам необходимо проскользнуть на место незаметно. А теперь наоборот — на вас все должны обратить внимание. Как вы пройдете по комнате?

Упражнение 17

Разыграйте этюд. Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака. Пройдите по комнате так, будто собака вас совсем не знает.

Тренинг для студентов : «Вербальное и невербальное общение»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг: Овладение способами невербального общения.

Цель : продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.

— Правильно общаться друг с другом;

— Давать и получать обратную связь;

— Развивать чувство открытости и доверия;

— Проявлять уважение к индивидуальности других;

1.Начальная дискуссия. Мы сегодня поговорим об общение, не о речевом (вербальном), а о невербальном.

Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия. Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.

Кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.

Проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет, сказано, акцентировать сказанное и т.д.

Читать еще:  Программа тренинга на сплочение коллектива

В невербальном общении можно особо выделить некоторые элементы: жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи. Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях. Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника. Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

2. Упражнение «Эмоциональное знакомство».
Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными.

Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия.

Прикоснитесь к кончику носа те, кто сегодня проснулся рано,

Похлопайте в ладоши те, кто вчера вечером;


Прикоснитесь к правому уху те, у кого сегодня хорошее настроение;


Топните одной ногой те, кто сегодня был активен на ;


Улыбнитесь те, кто сегодня был вежлив;

Цель : развитие способностей эффективно общаться, осознавая действия партнера.

Работа осуществляется в тех же парах. Партнеры встают друг напротив друга. Один показывает какое-то движение, а другой повторяет его, как в зеркале; затем они меняются ролями. Участникам предлагается обратить внимание на то, что показалось трудным, вызвало максимальные затруднения.

4.Упражнение «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребенку.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

4. Упражнение «Говорящее тело»

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание (см. приложение) изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

— Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман

— Изобразите позу человека, читающего сложный учебник

— Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал

— Изобразите позу человека, пишущего письмо другу

— Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога

— Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе

— Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди

— Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею

Человек читает (любовную записку, учебник, неприятное сообщение);

— Человек пишет письмо (любимой, другу, врагу);

2 задание: На скамейке сидят двое людей. Следует выявить их отношения (в ссоре, не знакомы, но хотят познакомиться, один хочет познакомиться, а другой нет). Работа в парах. Следует выразить позой их отношение к процессу общения и партнеру:

Если оба заинтересованы разговором.

Если один из партнеров реагирует негативно.

Если разговор идет через силу.

Если один из партнеров хочет закончить разговор.

5.Упражнение «Разговор через стекло».

Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Крут из стульев превращается в полукруг, обращенный к импровизированной «сцене». Двоим «актерам» дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой — его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий уже перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность заключается в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов ). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.

Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы актерам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему? Вопросы зрителям: какие впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию? Какие были версии? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? При желании зрителей и резерве времени можно повторить упражнение еще с одной-двумя парами.

6.Упражнение «Мокрая собака»

Ведущий предлагает участникам образовать круг и представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз.

7.Упражнение «Инсценировка песни».

Участники разделяются на две-три команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать эту песню. Инсценировка происходит без слов. На подготовку каждой команде дается 10—15 минут. После подготовки каждая команда по очереди показывает свою инсценировку.Участники обмениваются мнениями . Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Кому не удалось? Почему? Какие были трудности при передаче и расшифровке информации? Какая команда лучше справилась с заданием? Почему? Как происходит передача информации в жизни? А получение ее? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

8. Релаксация. Круг уверенности.

Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.

Упражнение “Передай другому”

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Легко или трудно было передавать предмет?

А в чем были трудности?

Легко или трудно было отгадывать предмет?

Кому было легко?

А в чем заключались трудности?

9. Рефлексия. Все берутся за руки и по часовой стрелке каждый высказывается о тренинге, о своем участии в нем.
Прощание проходит по ритуалу «Подари улыбку соседу».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector