A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг познания себя и других

Тренинг общения «Познай себя и других»
план-конспект по психологии

Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Оборудование: листки А4, маркеры или ручки, клейкая лента.

Цели занятия: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы,

— принять правила работы группы,

— начать освоение активного стиля общения

1.Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других

2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях

3. Создание новых моделей поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровьяНовосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

Тренинг «Познай себя и других»

педагог-психолог Зобнина Т. Н.

Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Метод: игровой психотренинг

Оборудование: листки А4, маркеры или ручки, клейкая лента.

Цели занятия: — создать благоприятные условия для работы тренинговой группы,

— принять правила работы группы,

— начать освоение активного стиля общения

1.Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других

2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях

3. Создание новых моделей поведения.

Тренинг общения для подростков «Познай себя и других»

«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. Наверное, у каждого из вас есть вопрос, зачем я сюда пришел, и что мы тут будем делать. Надеюсь, что на эти вопросы вы найдете ответы сами к концу нашей встречи.

У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель — помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка). Сегодняшнее занятие мы посвятим нашему знакомству».

Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.

— на улице хорошая погода,

— я рад, что наконец-то каникулы,

— я пришел сюда, потому что сказали прийти,

— я ничего не понял, что мы тут будем делать,

— у меня хорошее настроение,

— я готов к работе в нашей группе.

Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным, можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написано достаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление.

Важно дать понять ребятам, что именно так их здесь будут называть. Первые несколько занятий все должны быть с визитками. Визитки теряют свою необходимость, когда все запомнили имена друг друга.

Сейчас мы обсудим правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать.

Мы примем правила только тогда, когда все члены группы будут с ними согласны.

Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.

1. Доверительный стиль общения. Обращение на «ты» ко всем, включая ведущих. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т. д.

2. «Здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Говорим только от себя и о себе. («Я считаю. », «Я думаю. », а не «Некоторые говорят. », «Мои друзья считают. »).

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.

5. Секретность (конфиденциальность) . Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы этой комнаты. Благодаря соблюдению этого правила, можно не бояться, что обсуждаемые на занятии проблемы могут стать общеизвестными. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6. Оцениваем не личность, а ее действия. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун», следует говорить: «Ты говоришь много и неконкретно» и т. д.

7. Когда один говорит, остальные молча слушают.

Последние два правила наиболее часто нарушаются, важно следить за их соблюдением.

Очень важно, чтобы группа не просто молчаливо согласилась с предложенными правилами, но чтобы каждый их принял и дал обещание их выполнять. Это дает возможность, потом требовать от всех соблюдения этих правил и приучает к личной ответственности. Ребята сами могут предложить ввести правила, которые они считают нужными для работы в их группе.

Процедура принятия правил такова: каждому предлагается произнести фразу типа: «Я согласен с правилами группы и обязуюсь их выполнять» или «Я принимаю правила группы». Таким образом, заключается групповой контракт. Ведущий тоже обязуется соблюдать правила группы.

После принятий правил группы вырабатываются «санкции» за нарушение контракта. Они не должны быть суровыми, но вполне ощутимыми. (Это может быть или временное не участие в упражнение, или несколько раз присесть, отжаться и т. д.). Ведущий берет на себя ответственность следить за выполнением правил, и накладывать санкции в случае их нарушения.

Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего, который стоит в центре. Ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те кто. (носит очки, одет в джинсы, имеет два уха и т. д.)». Те, кто подходит под описание, быстро встают и меняются местами; в возникшей суматохе ведущий пытается занять свое место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Нельзя меняться местами с тем, кто сидит рядом. «Отсиживаться» на месте нельзя.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (СНЕЖНЫЙ КОМ).

Назовите свое имя, затем прилагательное с положительным смыслом, которое характеризовало бы вас и начиналось с той же буквы, что и имя; добавьте к этому характерный жест. (Например:«Валентина — Величественная») повторите имена, прилагательные и жесты всех тех, кто выступал до вас, затем назовите себя. Продолжайте по кругу, пока не дойдете до человека с которого начиналось упражнение, ему придется повторить имена всей группы.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ?

Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы действуете по плану или романтичны.

1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроены?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли вы письма от близких людей?

5. Интересует ли вас психология?

6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?

7. Избегаете ли вы мысли о смерти?

8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?

11. Читаете ли вы любовные романы?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?

16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?

17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов теста

Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков.

От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.

От 55 до 70 очков . Ваши мечты не всегда согласуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вас все же свойственна некоторая мечтательность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.

От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, планируете и реализуете выбранную стратегию, действуете по плану. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.

Это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные характеристики личности. Это — лишь материал для дальнейшей работы; возможность глубже разобраться в себе; новая возможность обрести уверенность в себе и уважение к своей личности.

КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).

Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. Следующие задания:

Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:

— кулак с поднятым большим пальцем вверх — понравилось, хорошо;

— кулак с большим пальцем вниз — не понравилось, плохо;

— горизонтальная ладонь — средне, так себе.

Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.

Глаза закрываются для того, чтобы каждый отвечал только за себя и не брал пример с другого. Это также объясняется участникам.

Ведущий отслеживает для себя обратную связь от участников группы.

Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по.

Конспекты двух тренинговых занятий по формированию культуры общения студентов путем умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Проводится в форме игры. Состоит из конспектов и ра.

Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче.

Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; .

Повышение уровня психологической компетентности в сфере родительско-детских отношений.

Тренинг общения «Познай себя»

— правильно общаться друг с другом;

— наладить обратную связь;

— развивать чувство от­крытости и доверия;

— проявлять уважение к индивидуальности других;

Читать еще:  Тренинг для подростков на сплочение

— не разглашать конфи­денциальные факты и ин­формацию интимного харак­тера.

  1. Представление ведущего тренинг.
  2. Организационные во­просы.
  3. Главные правила.
  4. Включение участников в работу.
  5. Основная часть.
  6. Рефлексия.

Каждый участник пишет на бейдже имя, которым он хотел, чтобы его называли участники группы.На первом занятии после представления ведущего и принятия правил работы следует обязательно следить за их выполнением. При необхо­димости правила комментиру­ются и разъясняются.Правила раздаются каждо­му участнику группы.

Памятка участнику тре­нинга

  • Не ставьте себя выше или ниже других.
  • Ищите и поддерживай­те в себе только хорошее.
  • Не предлагайте других в качестве добровольцев для участия в упражнениях.
  • Слушайте очень внимательно задания.
  • Не говорите слишком долго и часто. Не перебивайте других.
  • Активно участвуйте по всех упражнениях, ситуаци­ях, играх.
  • Не исправляйте и не судите говорящего.
  • Будьте изобретательны и используйте творческим подход.
  • Учитесь доверять вашему внутреннему чувству, когда нужно действовать.
  • Будьте терпеливы и на­стойчивы.
  • Признавайте свои ошиб­ки и старайтесь исправлять их.
  • Не высмеивайте и не уни­жайте других и себя.

Упражнение «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагатель­ное должно начинаться с той же буквы, что и имя участни­ка. Первый участник назы­вает свое имя в сочетании с именем прилагательным (на­пример, веселая Валентина, ласковая Лариса). Второй сначала называет первого участника, затем свое имя в сочетании с именем прилага­тельным.

Третий называет первых двух, затем называет себя, и так до последнего уча­стника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Выполняя это упражнение, участники сразу запоминают друг друга. Кроме того, каж­дый участник, называя себя по­зитивно, характеризуя свои по­ложительные качества, попада­ет в атмосферу положительных эмоций и создаст ее сам.

Упражнение «Какие каче­ства привлекают меня в дру­зьях?» (мозговая атака)

Смысл упражнения заклю­чается в том, чтобы назвать ка­чества по первому порыву.Каждый участник называ­ет качества, которые привле­кают его в друзьях (есте­ственно, позитивные каче­ства). На плакате или доске помощники ведущего запи­сывают все качества по по­рядку их называния.Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, вни­мательный, доброжелательный. порядочный, терпеливый, от­зывчивый, естественный, при­знающий свои ошибки, гото­вый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчи­вый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоро­вый, интеллектуальный, игри­вый, обаятельный и т.д.Когда список составлен, все участнику выбирают по три наиболее значимых с их точки зрения варианта, отмечая свой выбор на доске. Таким обра­зом, в результате выявится картина групповых предпочтений. Качество, набравшее наиболь­шее число предпочтений, счита­ется более уважаемым, предпо­читаемым группой, остальные располагаются по мере убыва­ния. Каждый член группы мо­жет сравнить свой выбор с об­щегрупповыми предпочтения­ми и, осмыслив ситуацию, кор­ректировать собственное пове­дение в группе.Выполнение этого упраж­нения способствует дальней­шему формированию тепло­го эмоционального климата в группе, выявлению группо­вых предпочтений качеств личности.

Упражнение «Позитивное представление»

Это упражнение логично связано с предыдущими, так как в нем используется их ма­териал. Участники разбива­ются на пары. Можно исполь­зовать следующий прием, что­бы выбор был максимально произвольным: участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написа­но одно из слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Ку­пидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д. После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В те­чение 5 мин каждый участник может рассказать своему партнеру о том, какой он заме­чательный, какими прекрасными качествами обладает, по­хвалиться своими успехами в разных областях жизни. Это не столько беседа, сколько ак­тивное слушание. Прослушав очень внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосре­доточенность. Если он что-то упускает или рассказывает недостаточно точно, его можно поправить. После этого насту­пает очередь второго участни­ка.

Далее возможны два вари­анта: объединение двух со­седних пар для дальнейшего представления по очереди своих партнеров другим уча­стникам или представления партнеров по кругу всем участникам тренинга,Человек нередко избегает говорить о себе хорошо (ме­шают стыд, скромность). В ре­альной жизни он часто слы­шит и говорит о себе что-то негативное. Возникает своего рода эмоциональный дисба­ланс.

Упражнение «Позитив­ное представление» помогает хотя бы частично устранить его. Человек, впервые сказав о себе что-то хорошее, может ощутить новые чувства, заро­дившиеся в нем. Эти позитив­ные чувства помогут ему из­менить свою жизнь в лучшую сторону, поверить в себя, поддержать себя и окружающих.

Информация для обсужде­ния (демонстрационный ма­териал)

Похвала — самое дей­ственное средство, которым вы располагаете.

Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.

Каждому человеку тре­буются признание, любовь, поддержка и постоянно но­вые стимулы.

Каждый человек незави­симо от уровня умственных способностей вырастает в собственных глазах, когда его хвалят.

Похвала — самое дей­ственное средство для людей.

Похвала — положитель­ная сила, которая множится сама по себе.

Жажду признания и ува­жения можно удовлетворить только похвалой.

Похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации.

Похвала должна быть искренней, так как нет ниче­го более скверного, чем лице­мерие.

Упражнение «Работа по подгруппам»

Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем», участники тренинга разбиваются тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 мин. Общее время упражнения зависит от числа троек. Один участник тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рас­сказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участни­ка» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки — руки сидяще­го на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом пер­вого и руками третьего участника, является доказательством успеш­ности упражнения. Добиться это­го можно при умении синхрон­но работать с партнерами и с театральной яркостью пользо­ваться невербальными средства­ми выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Вторая подгруппа выполняет упражнение придумать рифму к незаконченному предложению.

Шла корова по Луне…

Сварен суп из топора…

Оторвали хвост собаке…

Килька плавала в томате…

Стрекоза на шляпу села…

Мы спросили попугая…

Рефлексия по поводу выпол­ненного задания: вид воображе­ния, способы взаимодействия, приемы создания образов, воз­можное использование аналогич­ного задания в работе с детьми.

Третья подгруппа выполняет упражнение «Оживление». Уча­стникам предлагается в режиме нон-стоп «оживить» посред­ством мимики и пантомимики известные репродукции русских художников. Внимание акценти­руется на том, что используемые средства выразительности дол­жны быть настолько убедитель­ны, чтобы другие узнали данные произведения.

Рефлексия: обсуждение ис­пользуемых средств и способов создания образов.

Четвертая подгруппа выполняет упражнение «Аббревиатура»

Ведущий предлагает участникам подгруппы прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ. После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.

Пятая подгруппа. Задание «Снимаем фильм» (4-5 мин).

Команде предлагается «снять и показать» короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Рефлексия: данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Зарядка позитивного мыш­ления «Именно сегодня» (по В.В. Ткачевой)

Каждое утро проговари­вайте этот текст. Стимули­руйте к действию. Говорите себе ободряющие слова. Ду­майте о мужестве и счастье, силе и покое. Успехов вам!

  1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внут­ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
  2. Именно сегодня я вклю­чусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться при­способить ее к своим желани­ям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и об­стоятельства моей жизни таки­ми, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
  3. Именно сегодня я позабо­чусь о своем здоровье. Я сде­лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вред­ных для здоровья привычек и мыслей.
  4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему раз­витию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
  5. Именно сегодня я продол­жу свое нравственное самосо­вершенствование. Я буду полезной и нужной сво­ему ребенку, семье, себе самой.
  6. Именно сегодня я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
  7. Именно сегодня я буду жить проблемами сегодняшне­го дня. Я не буду стремиться

решить сразу все проблемы.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые хочу осуществить. Эта про­грамма избавит меня от спешки и нерешительности, даже если я не смогу ее точно выполнить.

  1. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
  2. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и ве­рить, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если вы хотите вырабо­тать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следу­ющие правила:

  • думайте и ведите себя жизнерадостно, и вы почувству­ете себя жизнерадостной;
  • никогда не думайте о тех людях, которые вам неприят­ны. Не вспоминайте собы­тия, которые вам неприятны;
  • единственный способ обрес­ти счастье — не ждать благо­дарности, а творить добро ради собственной радости;
  • не подражайте другим. Найдите себя и будьте са­мими собой.

Упражнение. «Рефлексия по итогам занятия»

В группе обсуж­даются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятия «вынес» для себя каждый участник тренин­га?», «Было ли в ходе тренин­га, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрыл­ся ли на занятиях ваш творчес­кий потенциал, в какой степе­ни? Если нет, то что этому по­мешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».

Упражнения на самопознание: 4 квадрата и психогимнастика

Время чтения 8 минут

Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.

Самопознание — что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии, которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование, анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, — пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Читать еще:  Тренинг техники переговоров

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Познаем себя сами: упражнения на самопознание

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.

4 квадрата психологии сознания

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.

Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что «жадный» означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.

После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.

Оценочные суждения в жизни личности

Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).

От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.

Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.

Самопознание и групповая терапия

Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.

В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.

Как помочь подростку понять себя

Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.

Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.

Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.

Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:

  • Погружение в собственный внутренний мир;
  • Познание чувств и эмоций, формирование управленческих способностей на эмоциональные реакции;
  • Обучение слушать, высказывать, а также принимать точку зрения, находить компромиссное решение из любой ситуации;
  • Осознание жизненной перспективы, формирование жизненных целей и путей их достижения.

Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.

Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.

В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Заключительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.

Разнообразие упражнений на смекалку

Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.

Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.

Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.

На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.

Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками.

Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.

Вывод

Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием.

Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Тренинг познания себя и других

Описание: Тренинг «Познай самого себя.»

Уникальный авторский бизнес-тренинг, направленный на раскрытие жизненного потенциала человека, определение его истинных желаний, реализацию скрытых и явных талантов и возможностей. Показать полностью…

ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ (греч. Gnothi seauton, лат. Nosce te ipsum) — надпись на храме Аполлона в Дельфах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. Смысл в том, что человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Бесконечное копание в себе, в своих мыслях, чувствах и поступках лишает человека активности и решительности.

На наших занятиях вам представится возможность оценить свои привычные модели поведения, найти ошибки, скрытые страхи или сопротивления, что позволит вам выработать новые стратегии постановки и достижения цели.

Увидеть свой реальный потенциал, желания, научиться четко формулировать цели и выработать максимально эффективные стратегии для их достижения.

Основную часть тренинга занимают практические занятия с использованием достижений современной психологии в работе на различных уровнях с мыслями, страхами, желаниями, поведением. Это гарантирует, что по завершении нашей встречи вы сможете получить МАКСИМАЛЬНЫЕ, КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, вы ответите на многие свои вопросы, позволите себе сделать шаг к глобальным позитивным изменениям в жизни.

Полученные на тренинге результаты можно использовать в любых сферах жизни человека (карьере, бизнесе, построении и укреплении близких отношений с противоположным полом, социальной коммуникации, и т.д.)

Вайсман Сергей Ефимович, кандидат психологических наук, член-корреспондент Международной академии психологических наук, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, специалист по кризисам, бизнес-консультант, сертифицированный интегративный психолог, преподаватель психологии, тренер.

Место проведения: Екатеринбург,ул. Тургенева 22, офис «Клуб женской силы».

Время: 18-19 апреля с 10 до 18 час.

Стоимость участия: 6 000 руб. (скидка постоянным участникам-500 руб)

РЕГИСТРАЦИЯ обязательна!
СПРАВКИ по телефонам:
Валентина 8-904-38-70-608
Сергей 8(922)211-81-38 Начало: 18 апреля 2015 в 8:00 Окончание: 19 апреля 2015 в 16:00

Другое

Действия

30 записей Показать записи сообщества

С этой темой, как и с другими вопросами осознавания себя, понимания смыслов и целей, мы будем заниматься на тренинге «Живи своей жизнью, умри своей смертью» https://vk.com/event154134514
Тренинг пройдет 22-26.11, присоединяйтесь, Показать полностью… есть свободные места

ОТЛОЖЕННАЯ ЖИЗНЬ. ИСТОРИЯ ДО СЛЁЗ, В КОТОРОЙ КАЖДЫЙ УЗНАЕТ СЕБЯ…

Читать еще:  Тренинг на сплочение для 10 класса

У мамы в серванте жил хрусталь. Салатницы, фруктовницы, селедочницы. Все громоздкое, непрактичное. И ещё фарфор. Красивый, с переливчатым рисунком цветов и бабочек. Набор из 12 тарелок, чайных пар, и блюд под горячее. Мама покупала его еще в советские времена, и ходила куда-то ночью с номером 28 на руке. Она называла это: «Урвала». Когда у нас бывали гости, я стелила на стол кипенно белую скатерть. Скатерть просила нарядного фарфора.

— Мам, можно?
— Не надо, это для гостей.
— Так у нас же гости!
— Да какие это гости! Соседи да баб Полина…

Я поняла: чтобы фарфор вышел из серванта, надо, чтобы английская королева бросила Лондон и заглянула в спальный район Капотни, в гости к маме. Раньше так было принято: купить и ждать, когда начнется настоящая жизнь. А та, которая уже сегодня — не считается. Что это за жизнь такая? Сплошное преодоление. Мало денег, мало радости, много проблем. Настоящая жизнь начнется потом. Прямо раз — и начнется. И в этот день мы будем есть суп из хрустальной супницы и пить чай из фарфоровых чашек.

Когда мама заболела, она почти не выходила из дома. Передвигалась на инвалидной коляске, ходила с костылями, держась за руку сопровождающего.
— Отвези меня на рынок, — попросила мама однажды.
— А что тебе надо?

Последние годы одежду маме покупала я, и всегда угадывала. Хотя и не очень любила шоппинг для нее: у нас были разные вкусы. И то, что не нравилось мне — наверняка нравилось маме. Поэтому это был такой антишоппинг — надо было выбрать то, что никогда не купила бы себе — и именно эти обновки приводили маму в восторг.
— Мне белье надо новое, я похудела.

У мамы хорошая, но сложная фигура, небольшие бедра и большая грудь, подобрать белье на глаз невозможно. В итоге мы поехали в магазин. Он был в тц, при входе, на первом этаже. От машины, припаркованной у входа, до магазина мы шли минут сорок. Мама с трудом переставляла больные ноги. Пришли. Выбрали. Примерили.

— Тут очень дорого и нельзя торговаться, — сказала мама. — Пойдем еще куда-то.
— Купи тут, я же плачу, — говорю я. — Это единственный магазин твоей шаговой доступности.
Мама поняла, что я права, не стала спорить. Мама выбрала белье.
— Сколько стоит?
— Не важно, — говорю я.
— Важно. Я должна знать.

Мама фанат контроля. Ей важно, что это она приняла решение о покупке.

— Пять тысяч, — говорит продавец.
— Пять тысяч за трусы.
— Это комплект из новой коллекции.
— Да какая разница под одеждой. — мама возмущена.
Я изо всех сил подмигиваю продавцу, показываю пантомиму. Мол, соври.
— Ой, — говорит девочка-продавец, глядя на меня. — Я лишний ноль добавила. Пятьсот рублей стоит комплект.
— То-то же! Ему конечно триста рублей красная цена, но мы просто устали… Может, скинете пару сотен?
— Мам, это магазин, — вмешиваюсь я. — Тут фиксированные цены. Это не Черкизон.

Я плачу с карты, чтобы мама не видела купюр. Тут же сминаю чек, чтобы лишний ноль не попал ей на глаза. Забираем покупки. Идем до машины.

— Хороший комплект. Нарядный. Я специально сказала, что не нравится, чтоб интерес не показывать. А вдруг бы скинули нам пару сотен. Никогда не показывай продавцу, что вещь тебе понравилась. Иначе, ты на крючке.
— Хорошо, — говорю я.
— И всегда торгуйся. А вдруг скинут?
— Хорошо.

Я всю жизнь получаю советы, которые неприменимы в моем мире. Я называю их пейджеры. Вроде как они есть, но в век мобильных уже не надо.

Однажды маме позвонили в дверь. Она долго-долго шла к двери. Но за дверью стоял терпеливый и улыбчивый молодой парень. Он продавал набор ножей. Мама его впустила, не задумываясь. Неходячая пенсионерка впустила в квартиру широкоплечего молодого мужика с ножами. Без комментариев. Парень рассказывал маме про сталь, про то, как нож может разрезать носовой платок, подкинутый вверх, на лету.

— А я без мужика живу, в доме никогда нет наточенных ножей, — пожаловалась мама.

Проявила интерес. Хотя сама учила не проявлять. Это было маленькое шоу. В жизни моей мамы было мало шоу. То есть много, но только в телевизоре. А тут — наяву. Парень не продавал ножи. Он продавал шоу. И продал. Парень объявил цену. Обычно этот набор стоит пять тысяч, но сегодня всего 2,5. И еще в подарок кулинарная книга. «Ну надо же! Еще и кулинарная книга!» — подумала мама, ни разу в жизни не готовившая по рецепту: она чувствовала продукт и знала, что и за чем надо добавлять в суп. Мама поняла: ножи надо брать. И взяла.

Пенсия у мамы — 9 тысяч. Если бы она жила одна, то хватало бы на коммуналку и хлеб с молоком. Без лекарств, без одежды, без нижнего белья. И без ножей. Но так как коммуналку, лекарства, продукты и одежду оплачивала я, то мамина пенсия позволяла ей чувствовать себя независимой. На следующий день я приехала в гости. Мама стала хвастаться ножами. Рассказала про платок, который прям на лету можно разрезать. Зачем резать платки налету и вообще зачем резать платки? Я не понимала этой маркетинговой уловки, но да Бог с ними. Я знала, что ей впарили какой-то китайский ширпотреб в нарядном чемоданчике. Но молчала. Мама любит принимать решения и не любит, когда их осуждают.

— Так что же ты спрятала ножи, не положила на кухню?
— С ума сошла? Это на подарок кому-то. Мало ли в больницу загремлю, врачу какому. Или в Собесе, может, кого надо будет за путевку отблагодарить…

Опять на потом. Опять все лучшее — не себе. Кому-то. Кому-то более достойному, кто уже сегодня живет по-настоящему, не ждет.

Мне тоже генетически передался этот нелепый навык: не жить, а ждать. Моей дочке недавно подарили дорогущую куклу. На коробке написано «Принцесса». Кукла и правда в шикарном платье, с короной и волшебной палочкой. Дочке — полтора годика. Остальных своих кукол она возит за волосы по полу, носит за ноги, а любимого пупса как-то чуть не разогрела в микроволновке. Я спрятала новую куклу. Потом как-нибудь, когда доделаем ремонт, дочка подрастет, и наступит настоящая жизнь, я отдам ей Принцессу. Не сегодня.

Но вернемся к маме и ножам. Когда мама заснула, я открыла чемоданчик и взяла первый попавшийся нож. Он был красивый, с голубой нарядной ручкой. Я достала из холодильника кусок твердого сыра, и попыталась отрезать кусочек. Нож остался в сыре, ручка у меня в руке. Такая голубая, нарядная.
— Это даже не пластмасса, — подумала я.

Вымыла нож, починила его, положила обратно в чемодан, закрыла и убрала. Маме ничего, конечно, не сказала. Потом пролистала кулинарную книгу. В ней были перепутаны страницы. Начало рецепта от сладкого пирога — конец от печеночного паштета. Бессовестные люди, обманывающие пенсионеров, как вы живете с такой совестью?

В декабре, перед Новым годом маме резко стало лучше, она повеселела, стала смеяться. Я вдохновилась ее смехом.

На праздник я подарила ей красивую белую блузку с небольшим деликатным вырезом, призванную подчеркнуть ее большую грудь, с резным воротничком и аккуратными пуговками. Мне нравилась эта блузка.

— Спасибо, — сказала мама и убрала ее в шкаф.
— Наденешь ее на новый год?
— Нет, зачем? Заляпаю еще. Я потом, когда поеду куда-нибудь…

Маме она очевидно не понравилась. Она любила яркие цвета, кричащие расцветки. А может наоборот, очень понравилась. Она рассказывала, как в молодости ей хотелось наряжаться. Но ни одежды, ни денег на неё не было. Была одна белая блузка и много шарфиков. Она меняла шарфики, повязывая их каждый раз по-разному, и благодаря этому прослыла модницей на заводе.

К той новогодней блузке я тоже подарила шарфики. Я думала, что подарила маме немного молодости. Но она убрала молодость на потом.

В принципе, все её поколение так поступило. Отложило молодость на старость. На потом. Опять потом. Все лучшее на потом. И даже когда очевидно, что лучшее уже в прошлом, все равно — потом. Синдром отложенной жизни.

Мама умерла внезапно. В начале января. В этот день мы собирались к ней всей семьей. И не успели. Я была оглушена. Растеряна. Никак не могла взять себя в руки. То плакала навзрыд. То была спокойна как танк. Я как бы не успевала осознавать, что происходит вокруг. Я поехала в морг. За свидетельством о смерти. При нем работало ритуальное агентство. Я безучастно тыкала пальцем в какие-то картинки с гробами, атласными подушечками, венками и прочим. Агент что-то складывал на калькуляторе.

— Какой размер у усопшей? — спросил меня агент.
— Пятидесятый. Точнее сверху пятьдесят, из-за большой груди, а снизу …- зачем-то подробно стала отвечать я.
— Это не важно. Вот такой набор одежды у нас есть для нее, в последний путь. Можно даже 52 взять, чтобы свободно ей было. Тут платье, тапочки, белье…

Я поняла, что это мой последний шоппинг для мамы. И заплакала.

— Не нравится ? — агент не правильно трактовал мои слезы: ведь я сидела собранная и спокойная еще минуту назад, а тут истерика. — Но в принципе, она же сверху будет накрыта вот таким атласным покрывалом с вышитой молитвой…
— Пусть будет, я беру.

Я оплатила покупки, которые пригодятся маме в день похорон, и поехала в её опустевший дом. Надо было найти ее записную книжку, и обзвонить друзей, пригласить на похороны и поминки. Я вошла в квартиру и долга молча сидела в ее комнате. Слушала тишину. Мне звонил муж. Он волновался. Но я не могла говорить. Прямо ком в горле. Я полезла в сумку за телефоном, написать ему сообщение, и вдруг совершенно без причин открылась дверь шкафа. Мистика. Я подошла к нему. Там хранилось мамино постельное белье, полотенца, скатерти. Сверху лежал большой пакет с надписью «На смерть». Я открыла его, заглянула внутрь.

Там лежал мой подарок. Белая блузка на новый год. Белые тапочки, похожие на чешки. И комплект белья. Тот самый, за пять тысяч. Я увидела, что на лифчике сохранилась цена. То есть мама все равно узнала, что он стоил так дорого. И отложила его на потом. На лучший день ее настоящей жизни. И вот он, видимо, наступил. Ее лучший день. И началась другая жизнь… Дай Бог, она настоящая.

Сейчас я допишу этот пост, умоюсь от слёз и распечатаю дочке Принцессу. Пусть она таскает ее за волосы, испачкает платье, потеряет корону. Зато она успеет. Пожить настоящей жизнью уже сегодня. Настоящая жизнь — та, в которой много радости. Только радость не надо ждать. Ее надо создавать самим. Никаких синдромов отложенной жизни у моих детей не будет. Потому что каждый день их настоящей жизни будет лучшим.

Давайте вместе этому учиться — жить сегодня!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector