A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинговые упражнения легко ли быть учеником

Тренинговые упражнения для школьников
классный час (8 класс) по теме

Тема: Тренинговые упражнения для школьников

Цель: Развитие интеллектуальных способностей у школьников среднего звена

Задача: Воспитание интеллектуальной культуры школьников

Участники: социальный педагог, заместитель директора по МР.

ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Социальный педагог рассказывает участникам об тренинговых упражнениях.

Коллективный счет

Участники стоят в кругу, опустив головы и не глядя друг на друга.

Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться как можно дальше, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:

1. никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);

2. нельзя одному и тому участнику называть два числа подряд;

3. если нужное число называется вслух одновременно двумя или более участниками, ведущий требует вновь начинать игру с единицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Тренинговые упражнения для школьников

Цель: Развитие интеллектуальных способностей у школьников среднего звена

Задача: Воспитание интеллектуальной культуры школьников

Участники: социальный педагог, заместитель директора по МР.

ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Социальный педагог рассказывает участникам об тренинговых упражнениях.

Участники стоят в кругу, опустив головы и не глядя друг на друга.

Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться как можно дальше, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия:

1. никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);

2. нельзя одному и тому участнику называть два числа подряд;

3. если нужное число называется вслух одновременно двумя или более участниками, ведущий требует вновь начинать игру с единицы.

Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Ведущий информирует участников, что они должны прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора назвать число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны: не договариваясь друг с другом, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

Участники встают в колонну по одному. Ведущий – в конце колонны, все участники находятся к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем ведущий жестами называет (показывает) какой-либо предмет (спичечный коробок, волейбольный мяч и т.д.).

Первый участник поворачивается ко второму, также хлопком по плечу просит его повернуться к нему лицом и показывает заданный ведущим предмет; второй передает третьему и т.д. последний участник называет предмет.

Муха в квадрате

Ведущий просит участников мысленно представить поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха.

Задача участников – мысленно перемещать муху ходами вверх-вниз, вправо-влево.

Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещается делать челночные ходы (туда-сюда). Нельзя «вылетать» за границы поля.

В результате последний участник должен сказать, где же находится муха. Когда участники научатся хорошо выполнять это упражнение, можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).

Участники встают в линию или круг. Группе дается задание – прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…

Участники должны прочитать заданный текст не хором, а следующим способом: последовательно произносить по одной букве; пробел – вся группа делает хлопок руками; перевод каретки – топают ногой. Запятые и точки тоже нужно как-нибудь обозначить.

Кто ошибается – тот выбывает. Когда остается три человека, группа выполняет упражнение сначала.

Ведущий просит участников выйти из комнаты, а сам размещает какой-нибудь предмет (например, колечко) в комнате так, чтобы этот предмет был в поле зрения участников. Например, колечко можно повесить на гвоздик, надеть на горлышко бутылки, положить на стол, где есть другие предметы; заколку можно приколоть на занавеску.

Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший также молча и никоим образом не показывая, что он нашел нужный предмет, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжко.

Читать еще:  Вопросы для тренинга по продажам

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на определенную букву. Участнику нужно выполнить условие: если пауза между словами составляет более 15 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается, что участник находится перед своей группой.

Участвуют 4 человека. Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием, например 100х100. Полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма.

Время выполнения – 60 секунд.

Ведущий может создавать помехи, например, каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время.

Участники группы встают либо в линию, либо в колонну, либо в круг. По команде ведущего каждый участник, начиная с первого, последовательно делает один хлопок. Хлопки должны равномерно идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок.

Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.

Ведущий предлагает участникам выполнить такое упражнение: маленький предмет лежит на столе посередине; два участника кладут правые руки по разные стороны от предмета на одинаковые расстояния. Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, участникам нужно успеть схватить предмет.

Зубы дареного коня

Для выполнения этого упражнения группа разбивается на подгруппы по шесть человек, и каждая группа образует свой маленький круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести. В принципе, это упражнение можно проводить и со всей группой в общем кругу, но в целях экономии времени и избегания утомления в большой группе предпочтительней работа в шестерках.

Далее ведущий дает участникам инструкцию (сопровождается негромкой лирической музыкой для создания необходимой атмосферы):

— давайте пофантазируем и представим, что сегодня у нас праздник, у каждого члена группы день рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, будут ему необходимы. Сделать хороший подарок непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что там вы не найдете того, что на самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограниченны. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Однако не спешите с выбором подарка. В данную минуту именинниками являются те, кто имеет первый номер в подгруппе. Члены подгруппы внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, каков его жизненный опыт. Что он познал и понял в этой жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в подарок от вас? Сейчас вы волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет.

А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравилось или нет. В народе говорят, дареному коню в зубы не смотрят. Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обидеть дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.

Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но получит тоже пять.

После того, как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и т.д. пожалуйста, приступайте! С днем рождения!

После завершения игры ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Обсуждаются следующие вопросы:

  • Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»?
  • Почему это произошло?
  • Какого типа были подарки?
  • Какие из них оказались самыми удачными?
  • Каков самый оригинальный подарок?
  • Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без исключения? Если да, не является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей?
  • Все ли сумели быть искренними?
  • Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?
  • Насколько трудным было отказаться от подарков?
  • Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
  • Что вы чувствовали, когда ваши подарки отвергались?
Читать еще:  Психологический тренинг для подростков на сплочение

Это упражнение состоит из двух этапов.

На первом этапе ведущий просит участников составить карточки. Для работы понадобятся ручка и небольшой лист бумаги.

Сначала на нем нужно записать 10 ответов на вопрос «Кто я?». Следует напомнить участникам, чтобы не писали свое имя, и подсказать, что на вопрос «Кто я?» отвечать можно по-разному: девушка, гражданка, мерцающая звездочка, дочь, лентяйка, солнышко, капелька в океане и т.д.

Затем на листочке нужно записать 10 ответов на вопрос, «Какой я? Какая я?»

Предупредить участников, чтобы не писали банальности типа «добрый, умный, честный». Пусть подумают над вопросом «Чем я отличаюсь от других?».

После этого нужно на том же листе записать три главных лозунга своей жизни.

Лозунги – направляющие человека, коротко сформулированные программы – есть у каждого, но у кого-то они осознаны лучше, а у кого-то хуже. Подбирать нужный лозунг очень полезно, он может стать жизненным кредо. Например, «Бди!», «Что бы я ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться!», «Маленькая гадость – сердцу радость!», «Удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинка в зад!», «Живи здесь и сейчас!», «Дорогу осилит идущий!», «Рядом тоже люди!», «Прорвемся!», «Начхать на все!».

Время на составление карточки – 15 минут, можно включить тихую музыку.

В заключение этого этапа каждый зачитывает свои лозунги и сдает ведущему свою карточку.

На втором этапе участники отгадывают, кому принадлежит та или иная карточка.

Все сидят в общем кругу. Ведущий наугад вытаскивает и зачитывает карточки («Кто я?», «Какой я?»), все пытаются угадать, чья это карточка. Автор карточки молчит. Выдвигающий гипотезу подходит к тому, на кого он думает. Если ошибается, то получает шуточный щелчок в лоб. Если это девушка, то юноша целует ей руку (а девушка девушке щеку). Если же угадывает, то его обнимает и целует тот, чью карточку он правильно определил, а все аплодируют.

«Успех — внутри нас» — тренинг уверенности для школьников

Цель: создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Время: 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех — это…»

Цель: сплочение группы, повышение самооценки.

Материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

— Трудно ли было подбирать слова?
— Что было легче — подбирать слова или сделать рисунок?
— Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель: повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция. По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Читать еще:  Тренинг конструктивного общения

Анализ упражнения

— Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
— Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель: активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы: листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция. На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание: один участник в роли ведомого, второй — в роли поводыря. Задача второго участника — говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель: повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция. Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

— Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего. Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
— Почему важно определять цель?
— Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель: расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

Материалы: карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция. Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего. Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
— А хорошо это или плохо — не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель: закрепить понимание, какие эмоции сопутствуют успеху.

Материалы: краски, листы бумаги.

Инструкция. Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

— Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
— Бывает ли у вас настроение такого цвета?
— Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я — восторг» и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector