A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинговые упражнения на доверие

4. Сплочение и доверие

4. Сплочение и доверие

Задачи занятия : продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесноориентированного подхода.

Описание упражнения. Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников (см. фото).

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Обсуждение. Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Упражнение «Передача движений»

Описание упражнения. Участники встают в круг затылками друг к другу, чтобы расстояние между ними было 30–40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди подростка (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т. д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника, и т. д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий подросток, «запускающий» по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывала половина подростков, ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались мальчики и девочки.

Психологический смысл упражнения. Развивается телесная чувствительность, происходит сплочение группы, возрастает эмпатия между участниками.

Обсуждение. Какие движения больше всего понравились? Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга? А может, кому-нибудь было неприятно? Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано?

Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120–150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает, выпрямившись, свободно падать вперед или назад на руки одного из двух. Их задача – мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение, как и последующие, оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т. д. Эффективность упражнения повышается, если оно проходит под спокойную, расслабляющую музыку, а ведущий уместными фразами создает соответствующее настроение.

Психологический смысл упражнения. Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников. Кроме того, оно развивает умение расслабиться, снять напряжение, создает возможности для тактильного контакта.

Обсуждение. Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие, грубые – их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?

Упражнение «Круг доверия»

Описание упражнения. Оно похоже на предыдущее, но раскачивание происходит не в парах, а в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальна такая ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Впечатлениями обмениваются после каждого качания.

Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.

Психологический смысл, обсуждение — как в упражнении «Маятник».

Упражнение «Падение в пропасть»

Описание упражнения. Участник забирается на возвышение (это может быть подоконник, предметы мебели и т. п.), становится спиной к его краю и падает на руки ловящих его других членов группы. Ловят его 7 или 9 человек, 6 или 8 из которых образуют соответственно 3 или 4 пары (в парах участники находятся лицом друг к другу на расстоянии 60–70 см), а один стоит отдельно и страхует, чтобы падающий не ударился головой. Ловящие вытягивают руки вперед, пары могут сцепить их. Падающий участник должен обхватить себя руками за плечи (иначе он может ударить ловящих) и после команды ведущего «Готово» – свободно упасть на спину. При желании участников можно произвести модификации упражнения: падать лицом вперед или вдвоем, обнявшись.

Для выполнения упражнения допустима высота до 2,5 м. Желательно, чтобы среди ловящих была хотя бы одна пара физически крепких молодых людей, их целесообразно размещать в середине или ближе к голове. При малом количестве участников ловящих может быть всего пятеро, но тогда допустимы только одиночные падения, высота не более 1,5 м. Следует строго соблюдать технику безопасности:

? Исключить возможность подвижки или опрокидывания предметов, с которых производятся прыжки. Если для этого используется стул, поставленный на стол, или нечто подобное, то кто-то обязательно должен крепко держать это сооружение.

? Прыжки производить только после команды ведущего о готовности.

? Нужно следить, чтобы падающие в полете не раскидывали руки в стороны.

Следует избегать применения этого упражнения в группах, участники которых склонны к непредсказуемым действиям или недостаточно подчиняются распоряжениям ведущего. Если в качестве возвышения используются предметы мебели, нужно заранее позаботиться о подстилке, чтобы не пачкать их обувью.

При проведении этого упражнения порой бывает сложно найти первого добровольца. В таких случаях обычно удается подзадорить подростков тем, что упражнение описывается как очень сложное и ведущий выражает сомнение, удастся ли его провести в данной группе. После такого замечания выполнить упражнение получается почти всегда. Обычно оно вызывает большую эмоциональную вовлеченность, многие участники желают повторить его. Чтобы избежать преждевременной потери интереса к упражнению, целесообразно давать каждому желающему не более 2 попыток за занятие.

Психологический смысл упражнения. Оно направлено на развитие взаимного доверия, развитие навыков координации совместных действий, обеспечение эмоциональной вовлеченности участников в тренинг, снижение интенсивности страхов участников.

Обсуждение. Наверняка большинству участников было страшно принимать участие в этом упражнении, хотя бы сначала. Как именно переживался этот страх? Что помогло его преодолеть? Можете ли вы привести примеры ситуаций, в которых подростки находят переживание страха приятным и специально «охотятся» за этой эмоцией?

Упражнение «На пальцах»

Описание упражнения. Доброволец ложится спиной на парту, вокруг него встают 9-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук (руки при этом расположены ладонями вверх или в стороны, но только не вниз). По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа буквально на пальцах своих товарищей. Его торжественно проносят кругом по помещению, после чего аккуратно возвращают на место (проследите, чтобы участника несли вперед головой, а не ногами, поскольку это вызывает у многих людей неприятные переживания, ассоциируясь с проводами в последний путь). Группа, даже состоящая преимущественно из девочек, без особого труда поднимает таким способом человека весом до 70–80 кг.

Психологический смысл упражнения. Оно способствует повышению уровня взаимного доверия участников и ярко демонстрирует, как с внешне трудновыполнимой задачей удается легко справиться, приложив минимум усилий, достаточно лишь четко скоординировать усилия многих людей.

Обсуждение. Происходит обмен теми чувствами, которые возникли у участников, когда один оказался поднятым «на пальцах» (здесь уместно поговорить и о том, как подростки понимают смысл данной фразы). Следует обратить внимание на следующее: при четкой координации совместных усилий порой удается без особого труда выполнить и то, что внешне представляется чем-то из области фантастики (перед началом этого упражнения подростки, как правило, выражают серьезные сомнения в его выполнимости).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ТРЕНИНГ НА ДОВЕРИЕ

1. «М-М-М по кругу». Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м. на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.

2. «Коленочки». Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Hадо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.

3. «Восковая палочка». Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит человек. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении. Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу — правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).

4. «Ковер-самолет (времена года)». Человек ложится на коврик, закрыв глаза, группа встает вокруг него (зима). Затем все аккуратно кладут на него руки (весна). Затем группа поднимает человека и обносит круг (лето). Затем его медленно, покачивая, опускают и кладут на коврик (осень). Техника безопасности: поднимать человека нужно осторожно, подсунув руки под него. Важно следить, чтобы у тех, кто поднимает, спины были выпрямлены, то есть поднимали человека за счет мышц ног.

5. «Доверчивое падение». Человек стоит на высоте (стул, стол и т.п.). Группа стоит сзади в две шеренги, вытянув вперед руки и образуя коридор. Человек складывает на груди руки (чтобы не задеть окружающих по лицу) и падает на выставленные руки стоящих внизу. Падать можно спиной или лицом.

  • Для стоящих.
    Стоять следует плотной группой, ноги должны стоять устойчиво (позиция на упор, вытянутые вперед руки согнуты в локтях, руки каждого человека проходят между руками напарника, то есть руки стоящих в обоих шеренгах чередуются. Hаиболее сложно удерживать кости таза. Головы отклонить назад. Если в группе есть очень слабый человек, то его может страховать более сильный, стоящий сзади и подсовывающий свои руки под его.
  • Для падающего.

Руки должны быть сложены на груди.

Hадо следить, чтобы человек не упал мимо группы. Hельзя сгибать ноги в коленях. Перед падением необходимо спросить, готова ли группа и дождаться четкого ответа. Желательно, чтобы начавший упражнение выполнил его до конца, но сильно принуждать к этому нельзя. Если человек долго не решается, можно использовать следующий способ: Все встают не шеренгами, а плотной кучкой и вытягивают руки в сторону падающего. В результате он видит в группе друзей, готовых поддержать его. Так выполнить упражнение гораздо легче, но желательно потом повторить в первоначальном варианте. Упражнение должно выполняться с максимальной осторожностью и внимательностью. Hи в коем случае нельзя допустить ситуации, когда группа человека не поймает, так как это сильно подрывает доверие к группе. Если же это произошло, по возможности следует обсудить ситуацию и очень осторожно повторить.

6. «Живой мост». Группа стоит в две шеренги лицом к лицу. Hоги в положении на упор, согнутые в локтях руки вытянуты вперед. Hужно передать человека по этому коридору с начала до конца. Следует предупредить группу об аккуратности при выполнении задания.

7. «Фотоаппарат.» Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. Hа самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Hаиболее важные моменты следующие: кто, из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Hасколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.

Читать еще:  Темы для тренинга

8. «Паровозик». Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг другу. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведет группу через разные препятствия. Если препятствие серьезное, то лучше группу о них предупреждать. Вариант: глаза открыты только у последнего и он говорит первому и всей группе, куда идти.

9. «Стена». Человек с закрытыми глазами быстрым шагом идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать «Стоп», чтобы человек остановился.

  • Обеспечить физическую безопасность.
  • Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.

10. «Баллы на пальцах.» Люди стоят в парах и по счету «три» оба на пальцах выкидывают степень доверия или уровень отношений: от абсолютного недоверия (один палец) до абсолютного доверия (пять пальцев). Затем пары меняются.

11. «Солнышко». Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

12. «Енотовы круги — 2». Берется большой круг (кольцо) из крепкой веревки, за который все берутся руками. Затем начинают осторожно отклоняясь назад растягивать в стороны. Далее можно:

  • Всем присесть, а потом встать.
  • Отпустить одну руку.
  • Пустить вертикальную или горизонтальную волну (то есть покачать веревку). Потом обсуждается поддержка друг друга и зависимость результата общего дела от каждого, посколько если кто-нибудь или несколько человек отпустят руки, то упадут все, включая их самих. Важно помнить об аккуратности.

13. «Танцевать вальс с закрытыми глазами». Ведет партнер. Hеобходимо доверие между партнерами.

14. «Енотова колыбель». Веревка в веревочном кольце перекрещивается несколько раз, образуется несколько петель. Каждый берется за образовавшуюся петлю. Hа петли ложится человек, его можно качать, подбрасывать.

15. «Енотовы круги-2.» Веревочное кольцо пропускается подмышками человека. Его ноги фиксируются на полу, чтобы не проскальзывали и человека медленно опускают почти до горизонтального положения, а потом поднимают. Страхующий кладет свою руку между полом и лицом человека, чтобы с одной стороны избежать слишком резкого касания пола, а с другой страховка от непредвиденного падения.

16. «Бежать между шеренг». Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу вытянув руки вперед. Человек проходит между шеренгами и в последний момент перед его лицом руки по очереди поднимаются вверх. Проходить можно либо с открытыми, либо с закрытыми глазами.

17. «Бежать между шеренг — 2». Люди плотно стоят в две шеренги лицом друг к другу. Человек разбегается и бежит между двумя шеренгами. Люди стоят слишком плотно, и они по очереди расступаются перед ним, создавая эффект волны. Человек видит расступающуюся перед собой шеренгу лиц.

Hеобходимо предупредить группу о необходимости внимательности. Прежде чем бежать, следует спросить группу, готова ли она и дождаться четкого ответа.

18. «Салки на доверие». Часть группы лежит на полу на спине, а сверху над ними группа играет в салки.

19. «Магнит». Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот кто чувствует, что его «выдернули из клея» присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Hаблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение группы к человеку «магниту».

Игры и упражнения На формирование доверия к группе
картотека на тему

Игры и упражнения

На формирование доверия к группе

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПриложениеЕжедневный планСРЦ «РОДНИК»

Игры и упражнения

На формирование доверия к группе

Цель: сплочение коллектива

Ход игры: Детям предлагается за 30 с объединится в группы по различным признакам: цвет волос, глаз и т.п., внутри групп дети знакомятся.

Вариант: педагог предлагает детям построится по различным признакам:

-по размеру обуви

-по количеству пуговиц,

— по длине ногтей

Цель: сплочение коллектива.

Ход игры: начните рисовать что-то важное для себя, затем передайте рисунок соседу справа, получив другой рисунок от соседа слева. Рисуйте, пока рисунок не вернётся к вам. Затем можно сделать выставку групповых рисунков.

Цель: Сплочение коллектива, формирование доверительности и доброжелательности отношений.

Ход игры: руки кладут на колени соседям. По кругу начинается игра на пианино- дети ударяют по коленям. Тот, кто сбился, убирает руку.

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- шаг вперёд, стук-шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук этого животного себе».

Цель: игра поддерживает групповое единство.

Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же не разнимая рук детей.

Ход игры: все дети садятся в круг. Первый называет своё имя, второй имя первого и своё, третий- имя первого, второго и своё и т.д. Игру можно усложнить, если дети уже знакомы: к имени можно прибавить какое-то качество

(Вася весёлый, Надя умная и т.д.)

Цель: снятие напряжения, развитие межличностного доверия; эмоциональное оживление детей.

Ход игры: дети разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, дотрагивается до различных предметов. По окончании дети меняются ролями. Затем делятся своими впечатлениями:

Страшно ли было ходить с закрытыми глазами?

Помогал ли тебе твой партнёр? Чем помогал? Какие новые впечатления получили. Изменилась ли комната, когда вы открыли глаза? В какой роли больше понравилось быть: в роли ведущего или ведомого?

Цель игры: развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.

Ход игры: из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети полукругом вокруг него Водящий показывает движение, а «зеркала» тот час же повторяют это движение.

Замечание: в роли ведущего должны побывать все желающие дети.

Цель: знакомство участников друг с другом, формирование чувства единения с группой, эмоциональное оживление детей.

Ход игры: дети двигаются цепочкой, похлопывают, поглаживают друг друга по спине, делают лёгкий массаж.

Звучит весёлая музыка.

«Яблоки, груши, сливы».

Цель: снять напряжение, усталость, сплотить группу.

Выбирается ведущий, все остальные на «первый, второй-третий» делятся на яблоки — груши-сливы. Ведущий говорит: «Меняются местами сливы и все сливы (в том числе и ведущий) быстро вскакивают со стульев и меняются местами. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим, и игра продолжается.

«Путешествие на корабле»

Цель: знакомство участников друг с другом, формирование чувства единения с группой, эмоциональное оживление детей, снятие напряжения, внимание к партнёру.

Ход игры: рисование корабля, на котором путешествуют дети. Каждый ребёнок рисует себя на корабле.

Цель: снять напряжение, страхи, помочь обрести уверенность в коллективе.

Ход игры: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула;

Огибать широкое озеро;

Пробираться через дремучий лес;

Прятаться от диких животных;

В ходе игры дети не должны отцепляться друг от друга.

«Былинка на ветру».

Цель: снятие напряжения, развитие межличностного доверия, развитие навыков свободного общения.

Ход игры: один из членов группы встаёт в центр круга и закрывает глаза. Все остальные стоят лицом внутрь круга, плотно прижавшись друг к другу, и протянув руки ладонями вперёд, начинают раскачивать стоящего в центре.

Цель: игра учит доверию.

Ход игры. «Ребята! Сейчас мы будем с вами одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться рукой до воздушного шара / мяча/ нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение живой гусеницы.

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник- «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

По трудовому воспитанию

«Угадайте, что я делаю?»

Цель : Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.

Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь – мы знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.

  • Чистит пылесосом пол
  • Забивает гвоздь
  • Пилит
  • Едет на машине
  • Стирает
  • Несет ведро с водой
  • Протирает зеркало
  • Трет на терке

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

  • Трактор – тракторист
  • Машина «Такси» – шофер (таксист)
  • Экскаватор – экскаваторщик
  • Комбайн – комбайнер
  • Подъемный кран – крановщик
  • Поезд – машинист
  • Корабль – капитан
  • Самолет – летчик (пилот)
  • Космический корабль – космонавт
  • Пожарная машина – пожарный
  • Бульдозер – бульдозерист

Цель: расширять у детей представление о профессиях.

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

  • Сад – садовод
  • Цветы – цветовод
  • Пчела – пчеловод
  • Гаечный ключ – слесарь
  • Ведро и швабра – уборщица
  • Билет – кондуктор
  • Касса – кассир
  • Рубанок – столяр
  • Краска и кисть – маляр
  • Мастерок – штукатур
  • Кульман – инженер
  • Компьютер – программист
  • Шприц – медсестра
  • Огнетушитель – пожарный

Пословицы, поговорки, цитаты о труде

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Лень, отвори дверь! Сгоришь! – Хоть сгорю, на не отворю.
  • Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
  • Один собирает, другой зевает.
  • Не потрудиться, так и хлеба не родится.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Работай до поту, так и поешь в охоту.
  • Белые ручки чужие труды любят.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
  • Муравей не велик, а горы копает.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Терпение и труд – все перетрут.
  • Пошло дело на лад – и сам ему рад.
Читать еще:  Методология построения тренинга

Этическое упражнение «День добрых сюрпризов»

Цель: Гуманизация взаимоотношений между воспитанниками, сплочение детского коллектива.

Методика разработана Шурковой Н.Е. и адаптирована к условиям работы социально-реабилитационного отделения.

«День добрых сюрпризов» — это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, пробуждение желания делать добро окружающим.

Об этом дне сообщается заранее, чтобы у детей было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги как бы мимоходом напоминают детям о приближении этого веселого праздника.

Инициативу утром этого дня берут на себя педагоги, чтобы открыть воспитанникам путь к добрым делам и продемонстрировать все разнообразие возможных сюрпризов: от красивой открытки до веселой песенки, от доброго слова до остроумного рисунка или какой-либо поделки.

В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелания добра другому, что сделано своими руками и сотворено собственной душой. Не исключается и участие родителей в этом празднике. Педагоги при подготовке к мероприятию должны предвидеть и возможные ситуации оставленных без внимания со стороны сверстников детей и сразу их корректировать, внося дополнительные проявления симпатий в новых сюрпризах. Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, педагог объявляет о главном законе этого дня: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца».

Социальная роль в этот день у всех единая – быть человеком, доставляющим радость другому человеку. Этическое упражнение «День добрых сюрпризов» укрепляет дружеские отношения между детьми всех возрастных групп, способствует развитию симпатий, создает позитивный настрой на дальнейшую совместную жизнь в детском коллективе.

Упражнения и игры на доверие

Поезд

Цели: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся.

Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество.

* Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Инструкция: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?

Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.

Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Шшш. » в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.

Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).

После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта.

В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.

— Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?

— Каким образом ты ощущал, что «ведешь целый поезд»?

— Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?

— Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?

— Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном?

Слепой полет

Цели: В этой игре дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом. Один играющий — маленький Самолет, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер — Авиадиспетчер. Он может руководить Самолетом только при помощи слов. Разметьте липкой лентой на полу «посадочную полосу» шириной 1 м, длиной примерно 6 м с одним-двумя легкими поворотами. В конце «посадочной полосы» положите одеяло. Прежде чем дети начнут, продемонстрируйте им эту игру сами.

Материалы: Липкая лента, повязка, маленькое шерстяное одеяло.

Инструкция: В начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера — Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хотела бы предложить вам игру, в которой будет все точно также. Один из вас будет Чарли, а другой — Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует Самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. «Посадочную полосу» мы разметили липкой лентой. Чарли руководит Самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть — слева от «взлетно-посадочной полосы». Вы будете жилыми Домами и Деревьями.

Потренируйтесь всей группой на понимание указаний Чарли. Пусть дети будут позади Вас, чтобы вы все смотрели в одном направлении, и диктуйте: один шаг влево; сейчас шаг вправо; два назад и т.д. Потом Вы должны продемонстрировать, что при этом следует делать самим детям. Встаньте в самом начале «взлетно-посадочной полосы» и рядом поставьте ребенка, который будет Диспетчером: таким образом мы обойдем проблему зеркального изображения. Делайте только те шаги, которые говорит ребенок, но оставьте для уверенности глаза открытыми.

Понятно ли, как надо играть? Кто хотел бы быть первым Самолетом? Кто хотел бы быть Чарли?

Завяжите глаза Самолету. Затем Чарли может начинать руководить Самолетом. При этом Чарли должен следовать за Самолетом, но на расстоянии вытянутой руки. Оставайтесь недалеко от обоих детей, чтобы придать им уверенности. Когда Самолет «приземлится» на одеяло, Чарли должен сказать, что «приземление» произошло и можно снять повязку с глаз. Когда дети потренируются, Вы можете удлинить и усложнить «посадочную полосу» и сажать большее число Самолетов одновременно. Повторите игру несколько раз, чтобы и все остальные дети приняли в ней активное участие. После каждого «полета» дети меняются ролями.

— Кем тебе больше понравилось быть — Летчиком или Диспетчером?

— В роли Самолета ты чувствовал себя уверенно?

— Тебе было сложно управлять Самолетом словами?

— Кто из Диспетчеров особенно бережно привел Самолет к цели?

— Кого из детей ты бы охотно назначил Диспетчером?

Аэробус

Цели: В игре «Аэробус» дети работают небольшими группами и должны действовать очень согласовано — ведь Маленькому аэробусу надо придать чувство уверенности и плавного полета. Когда Маленький аэробус почувствует, что он может доверять несущим его детям, он закроет глаза и насладится полетом.

Материалы: Шерстяное одеяло.

Инструкция: Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким аэробусом? Остальные ребята класса будут помогать Аэробусу «лететь». Хорошо, Петя, ты — первый Аэробус, который должен «лететь». Ложись животом вниз на одеяло и разведи руки в стороны как крылья самолета. Теперь я хотела бы, чтобы с каждой стороны Аэробуса встало по одному человеку. Присядьте и просуньте руки под его ноги, живот и грудь. Один из вас должен медленно сосчитать до трех, и тогда все сообща встают и поднимают Аэробус с поля. (Подождите, пока дети поднимут Самолет.)

Так, теперь можно потихоньку поносить Самолет по нашему помещению. Когда Петя будет совсем уверенно себя чувствовать, он закроет глаза. Пусть Самолет совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на одеяло.

Когда Аэробус «летит», Вы можете комментировать его «полет» и обращать особое внимание на аккуратность и бережное отношение детей к водящему. Затем другие дети играют эту роль. Вы можете попросить Аэробус самому выбрать тех, кто его понесет. Когда Вы увидите, что у детей все получается хорошо, то можно будет «запустить» два Аэробуса одновременно.

—Как ты чувствовал себя в качестве Аэробуса?

—Доверял ли ты тем, кто тебя нес?

—Когда ты начал чувствовать себя уверенно?

—Как ты чувствовал себя в качестве Носильщика Аэробуса?

—Согласованно ли работали Носильщики?

—Кому из детей ты охотно доверишь нести себя?

Путь доверия

Цели: Это классическая игра для всех возрастных групп. Она укрепляет доверие внутри группы, а также развивает любознательность и тактильное восприятие. Ребенок — «поводырь» может экспериментировать со своей ролью, при которой он частично берет ответственность на себя, а частично — отдает своему партнеру. Между двумя детьми, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. В помещении должно быть достаточно места и множество интересных объектов, чтобы их можно было потрогать, чтобы они при этом пахли или издавали звуки. Очень хорошо проводить эту игру в теплое время года на улице.

Материалы: Маленький колокольчик и для каждого второго ребенка — повязки для глаз.

Инструкция: Разойдитесь по двое. Я хочу вам предложить игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий — ты должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делай паузу, чтобы твой товарищ смог потрогать различные вещи: большие и маленькие, гладкие и шероховатые. Ты можешь провести его к месту, где предмет издает звук или запах. Только ничего не говори при этом. Через пять минут я позвоню колокольчиком — тогда вы поменяетесь ролями. А еще через пять минут я позвоню еще раз — и тогда вы возвращаетесь обратно в круг, и мы поговорим о том, что вы пережили во время прогулки. Перед началом договоритесь с партнером, как он вас будет вести: за руку или как-то по-другому.

Для старших детей Вы можете удлинять интервалы до десяти минут.

— Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»?

— Вел ли тебя твой «поводырь» бережно и уверенно?

— Знал ли ты все время, где ты?

— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что интересно потрогать, понюхать или послушать?

— Как ты себя ощущал в роли поводыря?

— Старался ли ты привести своего партнера к тем местам, где ему точно что-то понравилось бы?

— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

Коммуникативные деловые игры, направленные на доверие и сплочение коллектива

Игра «Привет»(5 мин.) Инструкция: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

Читать еще:  Тренинг развитие навыков активного слушания

(Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!»)

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений.

Упражнение «Волшебная подушечка» Для выполнения данного упражнения потребуется небольшая яркая подушечка. Участники сидят в кругу. Ведущий: «У нас есть волшебная подушечка. Каждый по кругу может взять ее в руки, прижать к самому сердцу и сесть на нее, загадав заветное желание. Оно может быть любым. Наберитесь смелости, чтобы рассказать нам о нем. Участники группы всегда поймут и поддержат. Тот, у кого в руках окажется подушечка, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу. » Все остальные будут внимательно слушать, не говоря ни слова».

После выполнения упражнения задаются вопросы:

— Трудно ли было поделиться с группой своим желанием?

— Может, у кого-то в процессе работы возникли еще более важные желания и он хочет рассказать нам о них?

— Кто может выполнить желания? Родители, учителя, одноклассники или кто-то еще?

Игра «Летний дождь»(10 мин.) Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой. Описание: Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.

Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.

Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:

— положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);

— потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);

— теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);

— вернитесь к фазе В;

— перейдите к фазе А;

— остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.

Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.

Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Упражнение «На доверии»(10 мин.).Участникам тренинга предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своей команде. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал. (*В целях безопасности на всякий случай можно положить на пол стопку одеял).

Упражнение «Ассоциации с игрушкой»(15 мин.) Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах. Описание. Участникам предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Упражнение «Коммуникации» (25 мин.). Реквизит (теннисный мяч, 10 небольших мягких игрушек в непрозрачном пакете). Цель — помочь участникам осознать свою ответственность за передаваемые сообщения и часть своей работы в команде. Описание:

— Участники становятся в круг.

— Ведущий просит их перекидывать мяч человеку, стоящему напротив.

— Должны быть соблюдены 2 условия: чтобы при перебросах мяча участники не повторялись (т. е. получилась цепочка передач) и чтобы громко называть имя человека, к которому летит мяч.

— Потом еще раз воспроизводят ту же цепочку, перекидывая мяч уже в более быстром темпе.

— Затем ведущий неожиданно для всех остальных участников начинает после переброса мяча доставать из непрозрачного пакета мягкие игрушки и кидать одну за другой. Участникам необходимо сориентироваться, чтобы продолжить кидать поток игрушек по той же траектории.

В конце упражнения посчитайте, сколько игрушек вернулось к тренеру, сколько упало на пол.Затем участники садятся в круг и тренер проводит обсуждение с помощью вопросов — зачем проводили эту игру, что может сказать полученная ситуация о работе в команде. Какие важные условия должны быть соблюдены в работе команды, чтобы «игрушки» (поручения, задачи) не падали (не забывались, не исполнялись)?

Игра «Сурдоперевод»(10 мин.) Цель: активизировать группу. Реквизит: листочки с написанным текстом – разные стишки простые. Описание: ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.

Упражнение «Дипломатический прием» (10 мин.).Ведущий призывает участников встать в круг и рассчитаться: «Первый-второй, первый-второй. и т.п.» Все первые номера приобретают в игре статус «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Фиксируя время, члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. По истечении пяти минут в группе обсуждаются такие вопросы: «Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?»; «О чем вы говорили?»; «В разговоре вам было свободно или вы были смущены?» и т. д. Разминка заканчивается, если ведущий видит, что участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, у них потеплели глаза, а в группе возникла дружелюбная атмосфера.

Игра «Cекретная сказка» (розыгрыш!) (10 мин).Добровольцу говорят, что сейчас все в отряде загадают одну известную сказку. Он же должен будет ее угадать, задавая компании вопросы по сюжету сказки. Отвечает весь отряд хором (а не по одиночке). Разрешены лишь ответы «Да», «Нет», «Неважно». Добровольцу условия игры кажутся простыми, и он удаляется. Компания делает вид, что задумывает сказку, а на самом деле договаривается о розыгрыше.

На самом деле сказка никакая не задумывается. А коллективный (хором – обязательно) ответ строится по следующему принципу. Если вопрос участника заканчивается на ГЛАСНУЮ букву (например, «В этой сказке была царевна?»), то все хором говорят «ДА!». Если вопрос участника заканчивается на СОГЛАСНУЮ букву (например, «А в этой сказке Волк был?»), все хором кричат «НЕТ!». Если вопрос заканчивается на «Ь» или «Й» (например, «А Баба-Яга в этой сказке есть?»), то все хором отвечают «НЕВАЖНО!».

Важное условие – отвечать хором синхронно. Любые другие комментарии кроме этих трех фраз запрещены. Участник возвращается в компанию, и начинается «отгадывание» сказки. Он очень быстро понимает, что сказка какая-то, мягко говоря, ненормальная. Но уверенные ответы хором, заставляют верить в реальность задуманной сказки. Минут через 15 экзекуцию можно прекратить. Удовольствие от игры непередаваемое. Хорошее настроение держится еще несколько часов.

Упражнение «Липучки» (10 мин.). Разминка снимает межличностные барьеры. Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела.

Упражнение «Тарелка»

Этап №1. Участники садятся в круг, закрывают глаза и передают по кругу тарелку с водой.

Этап №2. Участники образуют два круга, все стоят лицом к центру круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, с закрытыми глазами передают тарелку с водой, участники из внешнего круга без комментариев и эмоциональных реакций наблюдают, запрещается помогать и корректировать.

Этап №3. Обсуждение: Участники описывают свои впечатления, самочувствие, состояние. Каждый описывает то, что он чувствовал при приеме и передаче тарелки, пытается объяснить свои ощущения присутствия «третьей руки» того, кто мысленно помогал на расстоянии. У участников внешнего круга спрашивают:

— Хотели ли они помочь?

— Трудно ли было удержаться от поддержки?

Игра «Капитаны»

Предлагается для поднятия эмоционального тонуса в группе. По желанию из детей выбирается «капитан». Задача «капитана» – как можно больше перевезти на своем корабле пассажиров. Корабль – сдвинутые вплотную два стула спинками наружу. «Капитан» по одному подводит к кораблю пассажиров и размещает их так, чтобы никто не касался земли ногами. Когда останется место для одного «капитана», он занимает место и кричит: «Вперед!» В течение 1 минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт (коснуться пола). После этого «капитан» запоминает, сколько пассажиров удалось ему перевезти. Смена «капитана».

Упражнение «Ритуал прощания» Тренер объявляет об окончании занятий и предлагает участникам сесть в круг. Ведущий: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый по очереди будет ставить перед собой этот стул. Остальные участники группы по желанию и в любом порядке будут подходить, садиться перед вами на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции».

Упражнение «Скала» Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед «скалой» и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли «альпиниста».

Упражнение «Сложные ситуации» Ведущий: «Давайте выберем трудные для вас ситуации и сыграем их несколько раз до тех пор, пока не определим их эффективное решение». Возможные темы:

Тема 1. «Трудный разговор» Участнику нужно разыграть перед группой разговор, который является для него затруднительным либо из-за сложности темы, либо потому, что взаимоотношения, сложившиеся с тем или иным субъектом, делают разговор с ним неприятным.

Тема 2. «Просьба»Участнику нужно попросить что-либо для него очень важное у человека, который не сразу склонен удовлетворить его просьбу.

Тема 3. «Требование»Нужно потребовать что-то у человека, который не склонен выполнить это требование.

Тема 4. «Обида»Нужно высказать свою обиду другому человеку, который возможно считает, что она вполне заслужена.

Тема 5. «Неудовольствие»Нужно выразить свое неудовольствие человеку, который считает, что поступил правильно.

Тема 6. «Знакомство»Разыгрывается ситуация знакомства с незнакомым человеком в самых различных местах: в парке, на остановке, в подъезде и т. д.

Упражнение «Автобус» (5-10 мин.) Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Любой желающий может стать пассажиром, которому надо пробраться в другой конец автобуса. Пассажиры автобуса оказались не

совсем воспитанными, и поэтому не хотят пропускать пассажира. Все желающие могут попробовать протиснуться «по автобусу».

В конце упражнения обязательно обсуждение: что чувствовали, чему научило это упражнение.

Упражнение «Эксперименты с песней»

Ведущий: «Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему – снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно»

Анализ: способность держать общий ритм своим внутренним слухом.

Ведущий: «По хлопку каждый начинает мысленно петь свою песню. По двум хлопкам – вслух. Будьте внимательны – не сбивайтесь».

Анализ: способность держать свой внутренний мир, противодействие общему ритму.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector