A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый урок скрипки

Методические заметки «Первые уроки игры на скрипке»

Разделы: Музыка

Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.

У этого факта есть несколько причин:

— снижение интереса к классической музыке,

— компьютерная зависимость детей.

Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.

Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.

В этой статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы в музыкальной школе.

Первая встреча педагога с учеником – важный момент. Для ребёнка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит педагог, манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о том, как он проводит свободное время. Всё это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним.

На первый урок ученик приходит без скрипки. Ему 5 или 6 лет. Он очень хочет заниматься, но представлений о занятиях и об инструменте у него нет.

Познакомившись и подобрав ему нужный по размеру инструмент, обязательно показываю ученику скрипку, даю в руки подержать и потрогать. Вместе смотрим, из чего скрипка сделана. Выясняем, что деревянная. Спрашиваю, какие деревья знает ребёнок, и рассказываю, из каких именно делается скрипочка (ёлочка и клён). Ставлю инструмент рядом с малышом и начинаю знакомить его с частями скрипки. Сам ученик принимает в этом активное участие.- Что у нас находиться на самом верху? — Голова. – А скрипочка у нас маленькая, у неё головка. – Дальше у нас с тобой идет шея, а у скрипочки? Ученик отвечает: — шейка. Так мы с ним находим туловище (корпус инструмента), талию, плечи, выясняем, откуда доносится звук – ротик.

Беру в руки скрипку и играю на ней разные по характеру песенки: например “Песенку про чибиса” М. Иорданского, “Колыбельную” И. Дунаевского, “Майскую песенку” В. Моцарта. Спрашиваю, на что похожа музыка? Всегда слышу правильный ответ: — На песню.

Показываю ученику струны: “Их всего четыре, но на них можно всё сыграть. Скрипка не просто играет, она поёт, рассказывает, но только без слов, кто умеет её слушать, понимает, о чём она поёт”.

Дальше, знакомя ученика с названием струн, стараюсь дать им образные характеристики. Например: “Вот первая струна, она пищит как комар над ухом – пи-и-и! ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ля. У неё всегда хорошее настроение и она поёт, как кузнечик. А вот третья струна – серьёзная, деловая, ре. Она самая строгая и бывает даже сердитой и тогда она не звучит, а рычит: ррре! А всё оттого, что когда ребята начинают на ней учиться играть и делают при этом много ошибок, струна ре очень сердится. Наконец, четвёртая струна, соль. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель среди цветов. Попробуй щипком все четыре струны и запомни их: ми, ля, ре, соль.

Итак, мы познакомились со скрипкой, с её четырьмя струнами. Заучивать названия деталей скрипки и смычка пока не стоит, чтобы не перегружать ученика набором трудных иностранных названий. Лучше знакомиться с частями скрипки и смычка постепенно, по мере практической надобности.

Теперь можно приступать к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой:

1. В первую очередь начинаю с упражнений на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука.

1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем.

2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо.

2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги, мне помогает упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух.

3. Для того, чтобы подготовить правую руку к работе мне помогают следующие упражнения:

1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер.

2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека).

4. Чтобы подготовить к работе левую руку мне помогают следующие упражнения:

1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.

2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя.

5. Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:

1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”.

2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии).

Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.

На следующем уроке добавляю новые упражнения. В каком объёме проводить эти упражнения зависит от индивидуальных способностей ученика. Я всегда стараюсь не перегружать его внимания. Даже при непродолжительном проведении упражнений ученик устаёт, и тогда лучшей разрядкой для него будет пение песенок.

Усаживаю ученика рядом с собой за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом. После разучивания её полезно исполнить сначала без слов, хлопая ритмический рисунок ладошками, а потом спеть с аккомпанементом.

Закончив упражнения по развитию слуха, обязательно повторяем то, что было пройдено на уроке: название струн, некоторые упражнения, подготавливающие постановку рук. Подводя итог урока, обращаю внимание ученика на то, чему он уже научился, что получается хорошо, обязательно его похвалю. И на первом уроке задаю домашнее задание: — вспомнить всё, что делали в классе и повторить.

Если вижу радостные глаза ребёнка и его желание придти на следующий урок, значит цель достигнута и я смогла его заинтересовать и увлечь. И это для меня маленькая победа.

1) Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.

2) Мильтонян С. Вводный курс скрипичной постановки. М., 1987.

3) Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.

4) Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.

5) Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.

Как научиться играть на скрипке

Для многих научиться играть на скрипке так и остается несбыточной детской мечтой. Даже достигнув взрослого возраста, не стоит отчаиваться. В музыкальной школе «Виртуозы» опытные педагоги подробно расскажут, как научиться играть на скрипке. Пройдя курс обучения, ученик сможет освоить музыкальный инструмент и выступлением на отчетном концерте закрепить полученные навыки.

Особенности игры на скрипке для начинающих

Самостоятельно освоить скрипку будет достаточно проблематично. Учитывая высокий уровень сложности смычкового инструмента, самоучителя будет мало.

Немаловажным моментом перед началом учебы является выбор скрипки. Величина инструмента должна соответствовать длине руки музыканта. Взрослые люди, как правило, отдают предпочтение размеру четыре четверти. Перед приобретением лучше всего посоветоваться с профессионалами.

Для того чтобы научиться играть, не обойтись без изучения особенностей настройки, несмотря на всю сложность процедуры. Для того чтобы скрипка звучала правильно, следует произвести обработку смычка канифолью. Настройка струн на нужные ноты выполняется посредством применения камертона.

Осваивать музыкальный инструмент необходимо последовательно, чтобы не упустить важных моментов:

  • от правильного обращения со смычком зависит многое. Его нужно держать расслабленной рукой, при этом избегая контакта с ладонью. Указательный палец нужно расположить на обмотке, мизинец согнуть и зафиксировать на плоском участке трости. Кончик безымянного пальца и мизинца должны располагаться параллельно, в то время как большой палец должен быть напротив колодки с другой стороны смычка;
  • для того чтобы начать воспроизводить мелодию, можно как стоять, так и сидеть. Взяв за гриф инструмент в левую руку, и установив напротив шеи, нужно соблюдать соприкосновение нижней деки с ключицей, нижней челюстью необходимо поддерживать инструмент. Правильно зафиксированная скрипка не будет соскальзывать;
  • расположив смычок между накладкой на гриф и подставкой, легким надавливанием на струны можно начинать воспроизведение звуков. Угол наклона смычка можно регулировать, наклоняя его на сорок пять градусов. Громкость звучания зависит от силы надавливания;
  • менять струны можно, смещая угол наклона смычка. Отточить мастерство поможет игра на одной струне.
Читать еще:  Уроки эстрадного танца видео

Лучше всего уроки проводить под присмотром грамотного специалиста. Результат зависит от способностей каждого отдельного человека.

Научиться играть взрослому

Скрипка для начинающих будет более понятна детям, нежели взрослым. Для процесса обучения характерны свои особенности:

  • анатомия и физиология человека так устроены, что дети быстрее осваивают новые позы, движения;
  • чем старше человек, тем ему сложнее дается приобретение навыков;
  • дети плохо воспринимают критику. Взрослый человек адекватно относится к своим промахам и достижениям.

Если ученик обладает музыкальным слухом и у него есть желание освоить инструмент, то для него не будет преград в освоении учебного процесса.

В нашей школе учащиеся получат соответствующие знания и навыки по правильному освоению технических деталей. Основной упор делается на развитие слуха начинающего

Методическое сообщение «Уроки скрипки начального этапа обучения в подготовительном классе»

Опыт работы с малышами-скрипачами 3-4 лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Уроки скрипки начального этапа обучения

в подготовительном классе»

В последние десятилетия во всем мире резко вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие исследования в области психологии и педагогики раскрыли определяющую роль раннего периода в общем развитии ребенка. Музыкальный язык, освоенный в этом возрасте, становится родным наряду с речью, которой ребенок интенсивно овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому раннее развитие детей на музыкальной основе целесообразно начинать как можно раньше. В Японии, к примеру, применяются методики музыкального развития детей с двухлетнего возраста, что позволяет детям уже в пять лет играть на скрипке собственные импровизации. Прием детей в российские музыкальные школы, в основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение детей с трехлетнего возраста в настоящее время начинается редко, хотя потребность в этом становится все более необходимой. Важно также учитывать последние тенденции в политике нашего государства в отношении материнского капитала, который может быть израсходован и на образование ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и будущую возрастающую потребность в занятиях по раннему музыкальному развитию детей.

В трех-четырехлетнем возрасте деятельность ребенка очень разнообразна, это время овладения навыками элементарного труда и учения. Ребенок любит рисовать, танцевать, фантазировать, играть со сверстниками. Он во всем подражает деятельности взрослых, с радостью участвует в сюжетно — ролевых играх.

Существует очень много разных методов и способов работы с малышами, но их выбор зависит от возможности ребенка. Для педагога-музыканта главной задачей является приобщение детей к миру музыки через мир сказок, что способствует их общему гармоничному развитию, создает возможность для творческого развития, а также решает проблему выявления ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.

В своем докладе, я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы с малышами — скрипачами.

Порог вашего класса переступил малыш, которому три или четыре года. Он в ожидании чуда прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с мамой, которая присутствует на всех уроках, (или с любимой игрушкой, я скажу об этом позднее) ребенок будет музыкально развиваться. Это и повышение интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, первоначальное знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает обучение игре на инструменте, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма, знакомство с различными группами инструментов (у нас в школе есть такая возможность). Этот принцип построения урока сложен, но интересен. Использование различных форм работы на уроке способствует активности восприятия ребенка, что в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.

Итак, как же педагогу правильно подойти к этой непростой задаче? С чего начинать обучение?

Окружающий нас мир полон звуков, красок, запахов. Известно, что ребенок познает мир чувственным образом: глазами, руками, пробует на вкус. К примеру, знакомство с длительностями нот, я начинаю на примере настоящего яблока. Целое яблочко-целая нотка, делим яблочко пополам- половинные(тебе и маме), и так распределяю на всех членов семьи, надо сказать это действует безотказно. В возрасте трех — четырех лет у детей начинает развиваться способность к замещению образного мышления и воображения. В этот период героями историй становятся не только реальные персонажи, но и обыкновенная линия, музыкальный звук, пальчики, скрипка. Играя таким образом с малышом, можно одушевлять любой персонаж, что значительно ускоряет процесс познания. Я с детками, на этом этапе всегда даю имя скрипочке, «тигруля», «рыжуля»….Можно говорить своим ученикам, что «скрипочка скучала», «плачет», «обиделась», «радуется». На самом первом уроке мы ОБЯЗАТЕЛЬНО рисуем в тетрадке силуэт обеих рук, раскрашиваем, с любовью даем название каждому пальчику «Детям будет интересно узнать, что пальчики — это «детки в песочнице», а большой палец — это «воспитательница», которая следит за их игрой», или же для правой руки «Лежебока», «Балерина»…., ставим дату первого занятия, тем самым ненавязчиво стимулируем их к дальнейшей увлеченной работе. Чем больше забавных и увлекательных историй на уроке, тем лучше идет процесс усвоения в такой сложной работе, как обучение юного скрипача. Важно создать ситуацию, при которой ребенок подключает свой эмоциональный и чувствительный опыт: «Я чувствую — я представляю. Я воображаю — я творю».

На первом этапе развития дети охотно играют маленькие песенки, которые были разучены ранее со словами. Детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое). Детей привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление подчинено словесному образу. Стихотворный текст в сочетании с музыкальной интонацией помогает лучше понять инструментальное произведение, освоить метроритм, музыкальную фразировку. Работа ученика становится творческой. После изучения длительностей и знакомством со струнами скрипки, я предлагаю ученику придумать свою песенку, стать композитором и придумать название, сочинить свой текст, нарисовать иллюстрацию. Как это происходит: они хаотично называют сначала длительность, затем струну, я же все это записываю, затем я с восторгом проигрываю песенку на пустых струнах, хвалю за сочинение, рассказываю что он САМ сочинил мелодию, (можно параллельно рассказать о композиторах), и прошу сыграть самому исполнить, надо отметить, очень бережно и трепетно относятся к тому, что сотворили сами. Так обучение на скрипке начинает приобретать развивающий, целостный характер.

Очень важный момент в развитии чувственного аппарата маленького ребенка и образных форм познания — это рисование. К каждой песенке либо на уроке, либо дома с мамой малыш делает рисунок. Например, к песенке «Как у нашего кота» рисуют котика, «Гриб Боровик» — гриб и так далее. Когда накапливается несколько рисунков, составляем сказку с проигрыванием песенок на разных инструментах — металлофоне, фортепиано, ксилофоне, скрипочке, бубне. Игра обязательно должна сопровождаться пением. Так же считаю необходимым рассказывать ребенку о элементах музыкальной речи, музыкальном ладе, темпе, ритме, тембре (окраске звука),тем самым закладывая фундамент музыканта на самом раннем этапе.

В период начальной постановки игрового аппарата большую роль для маленького ребенка играют упражнения, которые можно сопровождать стихами, сказками.

Упражнение для левой руки «Мальчик-с-пальчик»: на большой пальчик по очереди ставятся («кланяются») подушечками большой, указательный, средний, безымянный пальчики и мизинец. При этом читаются стихи:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

Упражнение сначала можно разучить на столе. В дальнейшем оно выполняется на разных струнах инструмента.

Аналогичное упражнение «Артисты» когда я предлагаю деткам немного похулиганить и нарисовать на пальчиках (ногтевой пластине) «смайлики», изображающие артистов, при падании пальца на струну ребенок должен обязательно увидеть «смайлик» и с ним «поздороваться».

Упражнение «Дятел» исполняется на верхней деке скрипочки — постукивание подушечками пальчиков одновременное со стихами:

Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.

Упражнение для правой руки «Теремок» (в сказке «Теремок» персонажи живут на разных этажах и к ним можно ходить в гости):

  • на первом этаже (струна МИ) живет Комар — пискун (локоток самый низкий),
  • на втором этаже (струна ЛЯ) — Лягушка — квакушка (локоток перешел на уровень повыше),
  • на третьем (струна СОЛЬ) живет Лисичка — сестричка (еще выше, на четвертом самый высокий локоток).

Это же упражнение можно выполнять со смычком, положив серединой на струну, «погулять по этажам». Локоток левой руки также может «погулять по этажам». Вторым пальчиком прикоснуться к струне и локоток переносит этот пальчик с «этажа» на «этаж». Интереснее для малыша, когда пальчик ходит по «этажам» вразброс, например, ЛЯ — СОЛЬ, РЕ — МИ. На начальном этапе обучения — игре на пустых струнах щипком (пиццикато) — важно малышу рассказать и показать, что кисть вместе с локтем (!) переходит со струны на струну.

В моем классе малыши учатся читать ноты естественно. По моему мнению, знакомство с нотами можно начинаться не только на нотоносце и бумаге, а также на клавиатуре фортепиано, струнах скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. Я часто использую любимые детские игрушки в качестве дополнительной помощи, для мальчиков- маленькие машинки, для девочек любимые куколки. Надо сказать, что это самое действенный и эффективный метод. Детки, как будто хотят понравиться своим игрушкам, а в дальнейшем и научить их тем знаниям, которые приобрели сами. В домашних занятиях для меня ,как преподавателя, это большое подспорье, я всегда спрашиваю, как они вместе готовились к уроку? Ребенок помнит о присутствии третьего лица, и отвечает искренне и открыто, соответственно повышая качество выполнения домашней работы.

Читать еще:  Практический урок по наращиванию ресниц

В период изучения нотной грамоты я использую цветные нотки. В практике некоторых педагогов используются разные способы изучения нот. Например, ноты окрашивают в цветовую гамму радуги: До — красный, Ре — оранжевый, Ми — желтый, Фа — зеленый, Соль — голубой, Ля — синий, Си — фиолетовый. Из цветного картона (в моем случае ноты-птички) я вырезаю нотки, рисую на альбомном листе большой нотный стан — «домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять «жильцов» — нотки. Лучше всего сделать по несколько одинаковых по цвету кружочков, складывая их в «волшебную» коробочку. Малыш находит изучаемую нотку или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный » этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем мы играем эту ноту на скрипке (начинаем с пустых струн), находим на клавиатуре фортепиано, поем эту ноту вместе (!), потом играем на металлофоне или ксилофоне. Чтобы малышу было проще ориентироваться на клавиатуре, можно цветные нотки класть на клавиши, наклеить на пластины ксилофона. Так малыш без особого труда находит нужные нотки и с удовольствием играет на инструментах разучиваемые песенки. Для меня это наиболее удобный и естественный способ приобщения детей к нотной грамоте. (Показать материал на компьютере)

Что касается постановки пальцев на грифе в рамках тетрахорда первой позиции, для удобства визуализации, я наклеиваю цветные «лады» 1-для первого , 2-для второго, 3-для третьего. А изучаемые песенки (их непременно нужно записать в нотной тетради), обводим (в виде гусенички), соответствующим ладу цветом. Изучение песенки мгновенно приобретает игровую форму, и прочно усваивается малышом.

В качестве оценки знаний, вместо «пятерки» я использую яркие наклейки, т.к. малыши подготовительного отделения не совсем понимают вес оценочного балла, куда более радостно, получить яркую наклейку с любимым персонажем из мультфильма.

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально — ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

  1. Г. Мищенко. Методика обучения игры на скрипке. С.-Пб, 2009
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4-х лет на музыкальной основе. С.-Пб, 2008
  3. Н. Люшкина, А.Хохлова. Веселый скрипач. Екатеринбург, 2002
  4. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Издательство «Музыка», 1981
  5. Т. Юдовина — Гальперина За роялем без слез. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996
  6. Н.Соколова Малышам — скрипачам

Методическая разработка на тему «Знакомство со скрипкой и комплексное развитие начинающего скрипача»

Евгения Орлова
Методическая разработка на тему «Знакомство со скрипкой и комплексное развитие начинающего скрипача»

Открытый урок (план –конспект) Орловой Евгении Ивановны преподавателя по классу скрипки МОУ ДОД Майнская детская школа искусств им. В. Н. Кашперова, с учащейся Абдурахмоновой Рахшоной -6 лет, предмет-скрипка».

Тип урока: традиционный.

Цель: научить ребенка навыками игры на скрипке

Знакомство с частями скрипки и смычка, овладеть нотной грамотой, приобщить ребенка к духовным ценностям эстетического развития.

Формирование интереса к занятиям на скрипке посредством выступления известных скрипачей.

Развивающие:

Развитие музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха, ритма). Развитие основных музыкальных жанров (песня, танец, марш).

Основные этапы урока:

-сообщение темы и плана урока.

2.Этап проверки знаний учащегося:

-использование различных методов проверки домашнего задания.

— привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.

— создание атмосферы важности работы.

3.Этап усвоения новых знаний:

-этап проверки понимания нового материала.

Методы обучения:

-Учет индивидуальных особенностей и психологических возможностей ребенка;

-Доброжелательный климат на уроках;

-Положительная оценка любого достижения ребенка.

-Единство художественного и технического развития.

-Постепенность и последовательность подачи учебного материала.

-Применение индивидуального подхода к учащемуся.

-Воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача.

Методические рекомендации:

Психологические особенности детей 5-6 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения».

Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки в игровой форме,которые включают в себя многообразие видов деятельности: игра на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т. д. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной для него форме.

Скрипка, смычек, фортепиано, канифоль, пюпитр.

-Н. Бакланова. «Первые уроки». М;1977

-А. Г. Григорян «Начальная школа игры на скрипке» -М; 1974.

Ход урока:

Преподаватель начинает урок с рассказа о скрипке.

Вспоминаем название деталей скрипки и смычка, учитель называет их, ученик показывает.

Вспоминаем название струн.

«Вот первая струна, она пищит как комар над ухом — пи-и-и! Ми-и-и! Вторая струна – звонкая, ЛЯ. У нее всегда хорошее настроение, и она похожа на человеческий голос. А вот третья струна – серьезная, деловая, РЕ. Она строгая и сердитая,рычит: ррре! И наконец четвертая струна, СОЛЬ. Это самая толстая струна, она жужжит как шмель».

Ученик уже знаком с приемом игры — пиццикато, преподаватель просит сыграть этим приемом и называть каждую нотку вслух.

Усвоение новых знаний:

Преподаватель: Теперь можно приступить к упражнениям.

Работа над постановкой.

В первую очередь ребенок должен знать, что такое свобода рук.

«Кулачки», «Руки вверх», «Веточка с листочками», «Часики», «Зеркальце», «До свидания»«Иди сюда».

Запоминаем название каждого упражнения.

После небольших занятий, ребенок устал и лучшей разрядкой для него будет пение песен со словами. Песенки берем те, которые будем исполнять на скрипочке. Разбираем характер и содержание, прохлопываем ритмический рисунок.

Песенки: «Наша козочка, «Дождик», «Два кота», «Четыре струны».

Для каждой песенки ученик нарисовал рисунок.

Закрепление новых знаний:

(знакомство с нотной грамотой).

Заранее из цветного картона педагог вырезает цветные нотки, рисует на альбомном листе большой нотный стан – «домик» для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять «жильцов» — нотки. Лучше всего это делать по несколько одинаковых по цвету кружков, складывая их в «волшебную» коробочку. Ребенок находит. Изучаемую ноту или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный «этаж» или «окошко» на нотном стане. Затем играем эту ноту на скрипочке (в начале пустые струны, находим на клавиатуре фортепиано и пропеваем эту ноту вместе.

-Нарисовать к выученным ноткам рисунок;

-запомнить название нот и их порядок;

-делать различные упражнения на свободу рук.

В процессе занятий обучения игре на скрипке решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма,музыкальной памяти, музыкально- ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

«Гости из школы Искусств!» Ознакомление дошкольников с музыкальными инструментами Цель:Расширять представление дошкольников о музыкальных инструментах. Приобщая детей с малых лет к классической музыке,мы воспитываем.

Музыкальная НОД «Движенье нежное смычка» Движенье нежное смычка (Из цикла экскурсий в детскую музыкальную школу/. Музыкальный руководитель. Ребята, отгадайте о каком музыкальном.

Курсы скрипки

Для взрослых людей ограничений по возрасту не существует. У детей – несколько иная ситуация, связанная с физиологией ребенка.

Обучение игре на скрипке детям можно начинать с того возраста, когда у них уже окрепла рука и пальцы, и они в состоянии охватить гриф той скрипки, на которой собираются играть. То есть основные два критерия – это крепкие пальцы (так как придется подушечками пальцев прижимать струну к грифу, что поначалу может вызывать даже некоторые болезненные ощущения, которые, впрочем, скоро уйдут) и хороший объем руки (ширина ладони + длина пальцев), чтобы можно было использовать различные аппликатурные позиции. Для обучения игре на скрипке детей существуют специальные скрипки уменьшенных масштабов: Размеры скрипок:

  • 1/16 (для 3-4 леток),
  • 1/10 (редкий промежуточный размер),
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 (самые употребительные детские размеры)
  • 7/8 (редкий промежуточный размер),
  • 4/4 (целая скрипка для среднестатистического взрослого).

Как правило, большинство детей готовы начать обучение игре на скрипке в возрасте 5-6-ти лет. Некоторые родители пытаются начать обучение ребенка игре на скрипке уже в 3-4-х летнем возрасте. Мы вам советуем не спешить. А для того, чтобы подготовить ваше чадо к занятиям по игре на скрипке, мы рекомендуем заранее приобщать ребенка к слушанию музыки, к развитию координации (что является необходимым условием хорошего музыкального развития), к музыкальной грамоте (в том числе нотной грамоте). После уроков общего музыкального развития ваш ребенок будет знать нотную грамоту, будет чисто интонировать (петь), будет иметь базовые навыки игры на фортепиано, которые помогают всем другим инструменталистам (гитаристам, духовикам, скрипачам и т.д.) осваивать сольфеджио и гармонию – предметы, знание которых необходимо для игры на любом инструменте и для пения.Конечно, на уроках музыкального развития детей особое внимание мы уделяем развитию музыкального слуха!

Читать еще:  Вязание крючком амигуруми для начинающих видео уроки

Методика обучения игре на скрипке

В зависимости от того, в каком возрасте вы решили начать обучение игре на скрипке, а также в зависимости от того, на каком именно инструменте вы хотите научиться играть (скрипка или альт) и, соответственно, какую музыку (академическую музыку, эстрадную, джазовую музыку) – существуют различные подходы к обучению игре на этих инструментах. Главное для скрипача – владеть основным набором технических приемов, из которых и будет складываться виртуозная игра в любом музыкальном направлении. Хороший скрипач должен уметь, как минимум, играть свободно классическую музыку, как максимум – свободно импровизировать в различных музыкальных стилях. На первое место в обучении игре на скрипке выходит освоение «слепой» позиционной игры, второе место занимают различные приемы игры (пиццикато, вибрато, исполнение двойных нот и т.п.). Всему этому вы научитесь на наших уроках игры на скрипке. Изучение сольфеджио и гармонии поможет скрипачу подбирать по слуху любимую музыку и импровизировать.

В игре на скрипке академической музыки на первое место выходит игра по нотам и точное следование тексту, написанному композитором. В игре эстрадного репертуара на скрипке на первое место выходит умение импровизировать и подбирать по слуху. Соответственно, если вы хотите научиться играть классику и только классику, преподаватель скрипки большую часть времени будет уделять правильному прочтению нотного текста. Если же вы хотите играть эстрадно-джазовую музыку, большую часть времени на уроке игры на скрипке мы посвятим изучению гармонии и овладению искусством импровизации.

Что касается постановки рук и корпуса скрипача – у преподавателей игры на скрипке будут определенные пожелания, базирующиеся на многолетней исполнительской практике. Имейте ввиду, что положение корпуса при игре на скрипке не является естественным для человека (в отличие от положения корпуса при игре на фортепиано, например). Это означает (особенно для растущего организма), что надо особое внимание уделять укреплению мышц, поддерживающих позвоночный столб и шейный отдел позвоночника. Кроме того, вам следует искать удобство в этих постановочных (игровых) позициях, чтобы не было зажимов корпуса и рук, которые помешают виртуозной игре на скрипке.

Развитие обостренного музыкального слуха при игре на скрипке

Существует распространенное мнение о том, что при игре на струнных инструментах (и в частности на скрипке) у музыканта развивается обостренный музыкальный слух. Более того, многие считают, что без острого музыкального слуха «от природы» совершенно бесполезно пробовать играть на скрипке! Давайте начнем с последнего заблуждения. Поверьте нашему многолетнему опыту обучения игре на музыкальных инструментах всех желающих без исключения: музыкальный слух развивается именно в процессе обучения музыке! Если вы хотите научиться играть на любом музыкальном инструменте (и скрипка — не исключение), то вам достаточно для начала, чтобы вы слышали, что говорят вам другие люди. Это значит, что слух у вас уже есть! Дальше — дело техники!

Что касается того, что именно при игре на скрипке у исполнителя развивается обостренный музыкальный слух, — тут мы тоже поспорим с устоявшимся мнением. Действительно, особенность строения струнно-смычковых инструментов такова, что на грифе нет поперечных планочек, которые помогают точно обозначить положение каждого полутона (проще говоря, каждой ноты) на этом самом грифе. Отсюда и бытует мнение, что только человек с предельно тонким музыкальным слухом может играть на скрипке, так как на большинстве других инструментов обязательно есть разделение по этим самым полутонам, что помогает играть точно тот текст, который был задуман композитором. И в самом деле, такой строй инструмента способствует развитию мелодического музыкального слуха скрипача. Также такой строй дает возможность более тонкого интонирования: диез и бемоль можно сделать еще более напряженным (устремленным) в сторону его тяготения. Это позволяет еще более выразительно передавать музыкальную идею. В этом смысле, у скрипача, действительно, есть возможность тоньше интонировать, в отличие от пианиста или гитариста (кроме безладовых гитар). Но те же пианист и гитарист также способны расслышать разницу в четверть тона и менее, если они профессионально занимаются музыкой. Если же вы думаете, что на таком безладовом грифе сможет играть только суперслухач, то вы ошибаетесь. Не следует забывать, что игра у скрипача «позиционная», то есть многократными повторениями нарабатываются стандартные позиции на грифе, которые индивидуальны для каждой руки и каждой скрипки, но, тем не менее, стандартны относительно друг друга. Кроме того, есть и другие инструменты, на которых также, как и на скрипке нет специальной разметки, которая помогает играть чисто и точно: валторна, безладовая бас-гитара и т.д. Также музыка современных композиторов часто написана с использованием четвертьтоновых интонаций и даже меньших интонаций. Причем исполняют такую музыку и певцы тоже! Наше резюме: при условии профессионального подхода к обучению музыке можно развить музыкальный слух беспредельно тонкий независимо от того, на каком инструменте вы обучаетесь.

Скрипка или альт? Какой инструмент выбрать для обучения?

Альт- это, грубо говоря, большая скрипка. Строение у скрипки и у альта по сути одинаковое. Разница в размерах и, соответственно, в звучании. Альт звучит ниже, его стандартный диапазон — от до малой октавы до ми третьей октавы. А у скрипки — строй выше, стандартный диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Для ученика это значит, что все расстояния на альте (по сравнению со скрипкой) немного больше, шире. Если у вас или вашего ребенка крупные пальцы (широкие подушечки), то можно попробоваться на альт сразу. Часто бывает так, что ребенок начинает заниматься на скрипке, но когда рука сильно укрупняется, то удобнее становится играть на альте или даже контрабасе. Мы советуем все же ориентироваться на ваши желания при выборе инструмента для обучения, а не на ваши возможности! Тем более, что есть примеры удачного совмещения исполнения и на скрипке, и на альте: Н.Паганини и Д.Ойстрах!

Обучение импровизации на скрипке

Про обучение импровизации на скрипке мы уже говорили выше. Хороший скрипач, как и любой хороший музыкант, может играть и классику, и эстраду, и джаз. Умение импровизировать строится на знании теории музыки и практических навыках ее применения. Но, не забывайте, что импровизация невозможна без развитого музыкального слуха. То есть нужно уметь распознавать на слух и применять соответственно стилю музыки различные музыкальные структуры. Вот этим мы и занимаемся на уроках джазовой импровизации на скрипке. Рекомендуем вам также пройти курс джазовой импровизации Г.Файна.

Уроки скрипки для взрослых

Уроки скрипки для взрослых бывают двух типов: урок скрипки по академической (традиционной) методике и урок скрипки по комплексной методике обучения. Уроки скрипки по комплексной методике обучения строятся таким образом, чтобы вы уже на первых уроках смогли сыграть в простом варианте ваши любимые песни и композиции. Благодаря такому освоению материала на основе вашего слухового опыта (и музыкальных предпочтений) мы заставляем усиленным образом работать ваш музыкальный слух (который есть, без сомнения, у каждого человека), что является залогом успеха в обучении игре на скрипке! Длительность урока игры на скрипке или альте составляет 60 минут. Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам.

Уроки скрипки для детей

Уроки скрипки для детей, как мы уже говорили, можно начинать в возрасте 5-6-ти (иногда 4-х) лет. Уроки скрипки для детей бывают двух типов: урок скрипки по академической (традиционной) методике и урок скрипки по комплексной методике. Уроки скрипки по комплексной методике обучения строятся таким образом, чтобы максимально широко развить музыкальные способнисти ребенка, его музыкальный слух. Наряду с освоением нотной грамоты мы начинаем интенсивно подбирать по слуху любимые мелодии. Длительность урока игры на скрипке для дошкольников варьируется от 45 до 60 минут и зависит от утомляемости ребенка. Длительность уроков игры на скрипке для детей школьного возраста составляет 60 минут. Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам.

Если вашему ребенку 3-4 года, мы можем порекомендовать вам также посещение групповых занятий по музыкальному развитию, на которых наши педагоги подготовят ребенка к игре на выбранном вами инструменте. Групповое занятие по музыкальному развитию детей длится 60 минут.

Уроки скрипки с выездом

Если вы не располагаете большим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на скрипке могут приехать к вам. Стоимость урока игры на скрипке в пределах Москвы при этом не меняется.

Ближайшие концерты уже в декабре и январе!

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector