A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки каллиграфии для детей дома

Каллиграфический почерк — залог грамотного письма

Каллиграфия – важный аспект в развитии письма ребенка, что является главной проблемой в системе школьного образования. Если почерк будет неаккуратным, то учитель не сможет разобрать какая буква написана учащимся, следовательно, успеваемость школьника снизится.

Существует множество методик для овладения навыка каллиграфического письма, которые следует применять еще задолго до похода в первый класс.

Понятие каллиграфии

Понятие «каллиграфия» известно еще с Древней Греции. В переводе с греческого – красивый почерк и обозначает раздел в прикладной графике. Также каллиграфия является учебной дисциплиной и является искусством красивой и быстрой письменности.

Умение эстетически оформить рукописный текст ценится до сих пор, несмотря на изобретение книгопечатания и век компьютерных технологий.

Каллиграфия неразрывно связана с папирусом, пергаментом, бумагой и шелком. А инструментами письменности являются:

  • перо (из тростника, металла или перо птицы);
  • кисть.

Сейчас каллиграфия больше является областью изобразительного искусства, чем исходным способом оформления письма и является основой для создания шрифтов.

Причины плохого почерка у детей

Проблемы в качестве написания букв можно обнаружить у детей в первом-втором классе. У них снижается успеваемость, аккуратность письма страдает. В основе этого есть ряд причин:

  1. Слабое развитие мелкой моторики. Ребенок с 6 месячного возраста познает окружающий мир при помощи своих рук, пальцев. Когда этот навык разрабатывается не в полной мере, то ребенок не может нарисовать мелкую деталь, правильно держать пишущий предмет и аккуратность письма страдает.
  2. Неправильно подобраны письменные принадлежности. Плохое качество, недорогая или вычурной формы ручка либо карандаш будут регулярно скользить, их неудобно держать в руке, а чрезмерно твердый или мягкий карандаш и слишком бледный или яркий цвет стержня в ручке не позволяют регулировать их нажим.
  3. Неправильная поза во время письма. Здесь учитывается освещение, осанка, высота стула, стола и как расположена тетрадь.
  4. Неправильное держание пишущих предметов. Если ребенок немного сместит кисть в бок, то перекроется обзор, а сильный нажим спровоцирует быструю утомляемость.
  5. Слишком раннее начало обучения письму. Всему свое время. Не нужно опережать развитие. Дети с трех лет, конечно, быстро могут научиться писать, но концентрация внимания при продолжительном занятии (чего требует каллиграфия) небольшая, от чего есть риск сформировать некрасивый почерк.
  6. Отсутствует пространственная ориентация.
  7. Нет взаимодействия письма с оптическим глазодвигательным аппаратом.
  8. Недостаточный опыт в чтении и письме.
  9. Неустойчивое внимание, несформированная и неразвитая память, ребенок не умеет сконцентрироваться.

Когда ребенок пишет некрасиво и неотчетливо, то у ребенка появляются не только плохие оценки и отставание в записывании материала за учителем, но и самооценка школьника снижается. Значение каллиграфического навыка в постановке красивого почерка

Исследователи и педагоги отводят важное значение наличию и развитости каллиграфического навыка у школьников 1-4 классов. Это является основой для последующего обучения в средней и старшей школе.

Для эффективного формирования навыка каллиграфии педагогами разрабатываются и апробируются новые методики.

Влияние каллиграфии на формирование грамотности

Существует взаимосвязь графического написания и грамотного письма, что имеет важное значение для учащихся начальной школы. Для того чтобы написать букву и правильно соединить ее с другими, учащийся сперва должен решить орфографическую задачу – выбрать букву.

От скорости, потраченной на решение данной задачи, зависит уровень внимания и сосредоточенности для четкого и правильного начертания любого знака письма, соединения между ними, ведь от этого зависит ритмичность и связность письма.

Если навык письма будет доведен до автоматизма, то орфографические способности возникают и устанавливаются просто и быстро.

Наиболее встречаемые ошибки в графике письма:

  • отсутствует интервал между буквами в слове;
  • слова в строке находятся неравномерно;
  • буквы написаны с большим размахом или чересчур близко друг другу;
  • буквы изображаются с разным наклоном, либо с чрезмерным наклоном в какую-то сторону;
  • не соблюдается линейность письма;
  • не выдержана единая высота букв.

Данные ошибки указывают, что у ребенка не сформирована четкость и устойчивость почерка. Поэтому родителям и учителю следует обратить внимание на это и давать необходимые упражнения по коррекции графики письма, иначе это войдет в привычку.

Когда педагог приучает к аккуратности и четкости письма, при этом заботится, чтобы их почерк стал устойчивым, он воспитывает в них добросовестность, старательность, прилежность, усидчивость.

Это оказывает влияние не только на письмо, но и прививает уважение к труду, к людям, что благоприятно воздействует на эстетическое развитие ребенка.

Если у школьника будут проблемы с каллиграфией, то неразборчивость письма оказывает негативное воздействие на усвоение материала по русскому языку, в частности раздела орфография.

Учитель при проверке работы сталкивается с трудностью идентификации буквы. Стоит отметить, что человек, пишущий небрежно, отождествляется с неграмотностью и небрежностью ко всему.

Естественно, без компьютеризации обучения здесь не обошлось, ведь печатая на клавиатуре, дети теряют навыки каллиграфии.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Ребенка нужно учить правильному захвату пишущих предметов еще до начала учебы в школе, чтобы рука не уставала при длительном письме.

А для того, чтобы буквы на письме были одинаковой высоты без нарушений пропорций и не выходили за пределы строк и полей, нужно давать малышу рисовать, объясняя, что предметы бывают разных размеров.

Правильный захват ручки или карандаша:

  • мизинец и безымянный согнуты внутрь ладони;
  • на согнутый средний палец ложится предмет письма,
  • пишущий предмет удерживается большим и указательным пальцем, который должен быть расслабленный;
  • рука лежит на внешнем ребре ладони, запястье – основная точка опоры.

Для верного расположения указательного пальца на ручке нужно поставить точку, отступив от нижнего края 1,5 см, другой край пишущего предмета нужно направить на плечо.

Для пишущего инструмента также есть свои требования. Длина должна быть 15 см, диаметр – менее 7 мм, круглой или треугольной формы, синий или фиолетовый стержень.

Дополнительно в канцелярском магазине можно приобрести специальный тренажер, который одевается на предмет письма и приучает к правильному захвату.

Также следует хорошо развивать мелкую моторику пальцев, что поможет ребенку лучше понять и быстрее научится верно держать ручку, с помощью специальных упражнений и занятий: завязывать шнурки, вырезать ножницами, делать гимнастику пальцев и аппликации, лепить из пластилина, перебирать крупы и другие мелкие предметы, собирать конструктор, рисовать пальцами на крупе (песке).

Ежедневные регулярные занятия помогут развить мелкую моторику, и ребенок научится держать ручку или карандаш правильно.

Технология постановки каллиграфического почерка

Прежде, чем дать ребенку карандаш или ручку, необходимо его научить пользоваться кисточкой и краской, одновременно он учится правильному захвату.

В два года малыша можно смело знакомить с карандашом. Именно в этом возрасте у детей проявляется активный интерес к нему. Перед ребенком необходимо положить небольшой листок бумаги и мягкий карандаш. Сперва необходимо продемонстрировать, как его необходимо держать, и как он оставляет следы на бумаге.

Повторяя движения родителей (воспитателя) малыш автоматически запоминает нужные движения и начинает сам водить по бумаге. Сперва это будут просто каракули, затем нужно учить его рисовать прямые линии, проводя его рукой по листе бумаги.

Обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него стала получаться прямая.

Далее следует рисовать с ребенком волнистые линии, при этом движения необходимо объяснять. Можно попутно рассказывать, что изображаем море, а над ним летают чайки (в форме галочек). После показать, как нарисовать круг, сказать, что он похож на букву «О».

Для ребенка нарисовать красивый овал очень сложно, поэтому он будет долго тренироваться рисовать свою первую букву. Эту фигуру дети очень любят и понимают ее значение почти сразу же.

Затем следует учить рисовать внутри большого «О» маленькое. Рисование этих фигур будет доставлять малышу истинное удовольствие.

Когда ребенок научится рисовать короткие прямые палочки, следует переходить к другим буквам, состоящим из кружочков, овалов и палочек: «А», «Б», «В», «Р» и др. Их нужно произносить четко и часто, когда показывает их взрослый или малыш.

После нужно показать ребенку, как рисовать квадрат, треугольник и пр. Если эти графические знаки он мог видеть с первых дней жизни, то изображение их на бумаге для него не составит большого труда.

Затем можно перейти к букве «Г», «Т» и «П». После известные буквы комбинируются в слоги («ПА», «ГА» и т.д.). Буква «М» для ребенка очень сложная, поэтому ее изучение следует отложить.

Читать еще:  Уроки на коньках

Готовя ребенка к школе или для коррекции почерка в начальных классах следует приобрести специальные прописи и ежедневно выполнять предложенные задания.

Начинается отработка написания проблемных символов или их элементов, после постепенно усложняется (слоги, слова, предложения).

Обучение каллиграфии – это длительный процесс. Также не стоит забывать хвалить ребенка за определенные успехи и старания, которые он уже достиг.

Занятия по прописям следует чередовать, делая упражнения на развитие мелкой моторики. Это позволяет укрепить мышцы, участвующие во время письма. Между занятиями нужно делать перерыв не больше 15 минут.

Методика верного и красивого письма заключается в:

  • раскрашивании. Рисуя и раскрашивая разного размера детали ребенок учится вниманию, усидчивости, ориентироваться в пространстве, он успокаивается. Постепенно движения будут все более уверенными, линии малыш рисует ровнее и четче;
  • штриховке. Постепенно задания усложняются от обведения контура по заданным точкам, до заштриховывания пространства в определенном направлении (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);
  • перерисовка. Копирование рисунка, точно соблюдая все детали, тренирует внимание, ребенок учится чувствовать величину его элементов;
  • развитие мелкой моторики (вырезание ножницами геометрических фигур по контуру, шнуровка разной сложности, застегивание пуговиц, собирание конструкторов, мозаик, оригами).

При обучении каллиграфии нужно обязательно демонстрировать и объяснять, как правильно пишется буква, как следует соединять знаки письма между собой. Дети, записывая буквы в тетрадь, подражают, повторяют и сравнивают с образцом.

На обведении букв по точкам не нужно долго останавливаться, иначе ребенок не в полной мере осознает процесс написания, не видит ее форму, не всегда обводит ее в нужном направлении и это входит в привычку.

Дополнительно можно давать упражнения на развития воображения, писать буквы в воздухе по образцу и по памяти. Ребенок тренирует зрительное восприятие, память и двигательные навыки.

Когда дети уже достаточно усвоили графический навык, следует вводить в обучение правила, которые ребенок должен выучить и применять их каждый раз, когда пишет разные знаки письма. При этом правила должны быть краткими, в малом количестве и вводить их постепенно.

Важный метод обучения каллиграфии – написание под заданный ритм или счет. Это позволяет выработать плавность и ритмичность письма.

Данный прием очень интересен для детей, но его следует применять не так часто, иначе работа станет монотонной.

Учитель также может использовать такие приемы: самопроверка или взаимопроверка (сравнение образца с неверно написанным и объяснения в чем именно ошибка).

Стоит отметить, при обучении и корректировке письма нужно следить за правильной посадкой и гигиеническими правилами.

Поиграем в каллиграфию. Как научить ребенка писать без слез и принуждения?

Накануне замечательного праздника Дня учителя мы пообщались с удивительной женщиной и преподавателем онлайн-школы “Игра в каллиграфию”, создателем неповторимой методики обучения письму без слез и принуждения. Настя Камаева – многодетная мама, писатель и художник-каллиграф. Настя с удовольствием поделилась с нами своими достижениями и впечатлениями.

Поделитесь с нашими читательницами, как возникла идея создания школы игры в каллиграфию ?

Онлайн-школа возникла сама собой, по запросу моих друзей из соцсети. Благодаря моему личному опыту и результатам моих детей.

Старшей дочери Славяне было почти 8 лет и она все еще писала печатными буквами. Очень крупно, неровно, медленно, без особого энтузиазма и только при острой необходимости. Писать прописные буквы в разлинованной тетради она не хотела совсем. Это было сложно, скучно, и не интересно.

Мне же хотелось чтобы, обучение было желанным. Я озадачилась: как заинтересовать ребёнка? Головой я понимала: чтобы научиться писать красиво, нужны регулярные тренировки, кропотливая работа, концентрация, терпение, усидчивость. Но без качественной мотивации и любви к этому делу ничего не выйдет. Поэтому именно с любви мы и начали.

И с поиска смысла для ребенка! Я выбрала другой путь – через игру и творчество. Мы исследовали мир букв, обсуждали различные шрифты, создавали свои собственные, тестировали разнообразные инструменты и материалы, создавали готовые работы. Задания я придумывала сама и адаптировала взрослые курсы под детей.

Так после года игры в каллиграфию получились удивительные результаты, которыми я поделилась в соцсети. А затем была создана онлайн-школа, где мы влюбляем детей в письмо, а родителей в детей!

Насколько нам известно, каллиграфия – это очень серьезная наука. В чем состоит суть ваших занятий? Чем они отличаются от традиционного написания палочек и крючочков?

Да, каллиграфия сама по себе сложна и требует сил. Просто заменить письмо в школьной прописи на каллиграфическую пропись пером – не рабочий вариант.

Я решила показать детям мир письма целиком. И под словом “письмо” я понимаю не только привычное написание чего-то на листе, но и создание графических авторских открыток, интерьерных работ на стену, дизайнерских принтов, вывесок. Каллиграфия — это искусство красиво писать, и применять его можно где угодно.

“Игра в каллиграфию” отличается от “палочек и крючочков” тем, что их у нас нет, мы сразу создаем готовые работы со смыслом, а регулярная практика становится просто частью процесса.

Почему вы назвали свои занятия именно “игрой в каллиграфию”, а не просто каллиграфией?

Мы именно играем в каллиграфию! Проект появился как решение проблемы. Не было ни одной методики, курса, подхода, который помог бы детям полюбить письмо, справиться с сопротивлением и отторжением. Увидеть, почувствовать и понять, что это интересно.

Вначале мы показываем смысл письма, именно детский смысл, параллельно активируем интерес и вдохновляемся процессом, затем расширяем границы видения и изучаемого предмета, и только после этого переходим к погружению в предмет, изучению теории и выходим на путь мастерства.

Детям не нужна каллиграфия, им нужна игра. Мы говорим на их языке.

Обучение красивому письму не всегда дается легко и просто. Какие трудности возникают у родителей и их детей при освоении вашей методики?

Один из принципов “игры в каллиграфию”: есть задача – найди решение. Вы правильно задали вопрос. Трудности возникают именно у родителей, больше психологического характера. Как дать свободу детям в творчестве, как не ставить рамок и границ в ходе выполнения заданий, а наблюдать и прислушиваться к мнению и желаниям детей?

Вопросов возникает много и мы решаем их в процессе. Для родителей есть специальная закрытая группа и прямые эфиры каждую неделю, есть полезные статьи и рекомендации. В результате все проблемы становятся п росто задачами с множеством решений. В курсе мы вместе с родителями учимся корректному отношению и умению преодолевать преграды на пути, и своим примером показываем детям, что жить и обучаться можно вот так.

Вы ведь не просто играете, а обучаете детей красивому письму в игровой форме. Какие самые запоминающиеся подарки и поздравления Вы получали в день учителя от своих учеников?

Я не учитель в привычном понимании. Даже внутри курса все мастер-классы и видео записаны со Славяной и Султаной, это мои дочери 10 и 6 лет. Дети учатся у детей , и это еще одна особенность курса. Девочки выступают в роли вдохновителей и мотиваторов. Я лишь направляю и помогаю родителям.

Подарки я получаю каждый день в виде работ и историй учеников курса. Радостных событий и достижений, сложных вопросов, тогда мы можем найти решение вместе. Сам процесс и активное участие родителей радует меня больше всего!

Есть ли у вас любимчики среди учеников?
Да – это родители! Для меня каждый, кто пришел попробовать новый путь, кто не побоялся изучать и открывать что-то иное для себя, выделили время и готов сам стать учеником, чтобы помочь своим детям, каждый из них удивителен! Я восхищаюсь ими и радуюсь, что наша команда растет.

Мы уверены, что столь успешная методика не может не иметь последователей. Какое напутствие Вы бы могли им дать?

Люби то, что делаешь, и делай то, что любишь. В каждый момент времени вы делаете правильный выбор, единственно правильный в этой ситуации и в этих условиях. Этот выбор вас приводит куда-то. Отсюда вы можете оглянуться и проанализировать, что можно было сделать иначе и дальше делать выбор снова. В другое время вы можете поступить по-другому и это тоже будет правильно. Находите новые решения, пробуйте их и делайте свои выборы без осуждения. Пусть все складывается наилучшим образом.

Читать еще:  Клубные танцы урок 1

Каллиграфия для детей. Вырабатываем красивый почерк.

Некрасивый почерк не только не эстетично выглядит, но и может влиять на успеваемость в школе. Как правило, у детей с плохим почерком низкая скорость письма, они быстрее устают. Все это поправимо, часто нужно просто устранить причину некрасивого почерка и проделать некоторые игровые упражнения.

Возможные причины плохого развития плохого почерка:

-не правильная посадка за столом во время письма;

-ребенок неправильно держит ручку во время письма;

-не правильное положение тетради;

-плохо развитая мелкая моторика рук;

-слабые мышцы спины, плечевого пояса и рук.

-недостаточно развитое пространственное восприятие.

Советы:

-выполняйте регулярно графические упражнения (не мене 3х раз в неделю);

-занятие не более 15 минут, после перерыва (такого же по времени), можно продолжить;

-во время перерывов обязательно устройте пальчиковую гимнастику или массаж для рук (в игровой форме);

-не заставляйте писать сначала на черновик (вызовет только утомление);

-можно подкладывать под страничку тетради специально разлинованный лист с наклонными линиями.

С чего начать?

1. Правильная посадка за столом.

Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).

2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.

Подробно о том, как научить ребёнка правильно держать ручку при письме можно прочитать здесь .

Предложите ребёнку попробовать писать перьевой ручкой это необычно для него, да и если взять её неправильно, писать она не будет.

3. Правильное положение тетради.

Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.

Упражнения для мелкой моторики рук.

Если у ребенка буквы разной величины, линии ломаные, изогнутые, возможно причиной такого почерка недостаточно развитая мелкая моторика. Поможет лепка, оригами и многие другие упражнения.

Более подробно о идеях развития мелкой моторики у ребенка здесь .

Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.

1. Приложить листок к стене и рисовать в таком положении;

2. С положенной на голову книгой, ходить по комнате;

3. Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги;

Упражнения для развития пространственного восприятия.

Если буквы как бы «зависают в воздухе», возможно пространственное восприятие ребенка недостаточно развито.

Помогут графические диктанты, игры в которых необходимо найти что — либо, следуя указаниям взрослого (например, иди прямо, теперь поверни налево и т.д.)

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма.

Чтобы был виден результат, занятия должны быть каждый день.

Раскраски

Кстати обычные раскраски для детей полезны не только для подготовки руки к письму и правильности письма, но и успокаивают, развивают внимание, воображение, восприятие цвета.

Более подробно о всевозможных раскрасках можно прочитать здесь .

Штриховка

Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.

Срисовывание

Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.

Вырезание

Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

Рисование по клеточкам

Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.

Прописи обычные и каллиграфические.

Ну и конечно же без прописей ни куда.

Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.

Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:

-У букв должен быть одинаковый наклон;

-Между ними должно быть одинаковое расстояние;

— И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.

Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок «уходит» вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.

Каллиграфия шариковой ручкой

Каллиграфия шариковой ручкой не считается искусством, но освоение ее основ позволяет выработать красивый, аккуратный почерк. Научиться писать каллиграфическим почерком можно самостоятельно. Для этого достаточно регулярно выполнять необходимые упражнения и соблюдать определенные правила.

Искусство каллиграфии

Опытные каллиграфы не признают шариковую ручку пригодной для этого вида искусства. Тем не менее каллиграфия шариковой ручкой в последнее время довольно широко используется. В такой технике часто создаются пригласительные билеты, открытки, оформляются блокноты или фотоальбомы. Подобные занятия также помогут научиться писать красивым, каллиграфическим почерком.

Бывает, человеку не нравится то, как он пишет или же родители недовольны почерком своего ребенка. Это легко исправить самостоятельно. Больших временных затрат процесс не потребует, а результат будет заметен спустя буквально несколько дней тренировок.

Такая «поддельная каллиграфия» позволяет исправить недостатки почерка в любом возрасте, а кроме того, дает возможность освоить базовые навыки для дальнейших занятий этим древним искусством.

Как научиться писать красиво?

Чтобы изменить свой почерк, нужно запастись терпением и усидчивостью. Речь идет не о том, что на это потребуется много времени, а о том, что сами упражнения требуют кропотливой, монотонной работы, неспешности, на которую способны не все. Прежде всего, нужно определить, насколько свободны движения руки при письме. Для этого надо посмотреть на следующие особенности:

  • наличие украшений букв (всевозможных завитушек, подчеркиваний и тому подобное);
  • интервалы между буквами и строками;
  • грифельные штрихи.

Если рука во время писания слишком напряжена, буквы будут получаться разного размера, угловатые, расстояние между ними тоже будет неравномерным, да и рука устанет достаточно быстро. Чтобы рукописный текст выглядел красиво и изящно, буквы должны быть ровными, округлыми, плавными, интервалы – одинаковыми. Для этого нужно стараться работать не только кистью и пальцами, но и всей рукой, включая плечо.

Гимнастика для рук – первый и очень важный этап. Памятное с детства «мы писали, мы писали, наши пальчики устали» позволит размять пальцы. Не стоит забывать и обо всей кисти руки целиком, запястье, плече.

После того как руки «приведены в боевую готовность», можно приступать непосредственно к упражнениям.

  • Для начинающих хорошо подойдут обычные школьные прописи. Представленные там буквы надо не просто механически копировать. Их разбивают на отдельные составляющие с тем, чтобы проще было понять, какие из элементов вызывают наибольшие трудности для написания, и уделить им особое внимание.
  • Выписывать буквы нужно плавно, не торопясь, добиваясь наиболее точного воспроизведения. Не переходя к словам, а тем более – целым предложениям, нужно сначала научиться красиво писать алфавит, уделить внимание заглавным буквам.
  • Как только воспроизведение букв на маленькой скорости начнет получаться, нужно увеличить темп письма – это позволит добиться автоматизма в движениях. Человек, занимающийся письмом, не задумывается над тем, как он пишет и какие действия производит. Для того чтобы новый почерк «прижился», приобретенные навыки должны быть отточены до такого же уровня.
  • Выполняя упражнения, нужно следить за размером букв (он должен быть одинаковым), их наклоном, окончаниями слов (которые так и норовят «съехать» вверх или вниз), расстоянием между словами, а также за знаками препинания. Их тоже необходимо будет научиться выводить по-новому.
  • Во время тренировок можно пользоваться обычной шариковой ручкой, гелевой или перьевой, можно взять простой карандаш – кому что больше по душе. Инструменты выбираются самостоятельно исходя из личных предпочтений.

Каллиграфия для начинающих: тайны красивого почерка

Красивый и аккуратный почерк — это целое искусство, и освоить его при желании может каждый. Даже если вы уверены, что ваша манера изображения букв выработана годами, и в силу возраста поздно что-то менять.

Процесс изучения кропотливый, отнимает время и энергию, но усилия окупаются прекрасно выведенным именем любимого человека и просто любой красивой цифрой или буквой.

Об этом создано много советов и научных трудов. Азы каллиграфии еще пару десятилетий назад преподавали в школах, но сейчас предмет в числе устаревших, его нет в программе. Однако красивый почерк в быту — это не навык неспешно и терпеливо выводить красивые буквы, а постоянное применение способностей.

Читать еще:  Лак видео уроки

Определение понятия

Каллиграфия — это искусство оформления знаков в виртуозной, гармоничной и экспрессивной манере. Дословно переводится как «красивый почерк».

Впервые термин, которым обозначали выделяющееся красотой и четкостью письмо, упоминается в Европе шестнадцатого века. Но истоки этого искусства были открыты задолго до того, как такое письмо получило название. Де-факто каллиграфия зародилась и начала развиваться, когда люди только приступили к использованию символов для трансляции информации. Примером искусства писать красивым и ровным почерком являются иероглифы (четыре тысячи лет до н. э.). Письмо египтян в третьем веке до нашей эры вытеснили греки, и приблизительно с этого момента во всех частях мира наблюдаются письмена с разными техниками.

Сейчас главные формы каллиграфии — это открытки, свадебные поздравления, шрифты, граффити и графический дизайн. Впрочем, ее значение в том же учебном процессе явно недооценено. Среди крупных фирм Японии распространены уроки каллиграфии для сотрудников в обеденный перерыв. По мнению руководителей компаний, это дорогое занятие полезно для здоровья и творческого потенциала. А ведь японцы — наиболее работоспособная, креативная в сфере разработок и продвинутая нация. Еще в 80-х годах прошлого века каллиграфия победила в интересном эксперименте одной из самых крупных компаний (речь все еще о Японии), цель которого состояла в поиске методик для подготовки специалистов будущего.

Под каллиграфическим почерком подразумевается техника разборчивого, аккуратного письма. Учителя, работники архивов, библиотекари — примеры профессий, для которых каллиграфия — необходимость, а не каприз.

Необходимые принадлежности

Первый шаг к осваиванию каллиграфии — подбор набора принадлежностей. Вам понадобятся:

  • перо или роллерная ручка. Первое — для более опытных, перья делятся на ширококонечные и остроконечные;
  • тетрадь, бумага;
  • мольберт.

Лучшие и наиболее доступные варианты ширококонечного пера для новичков:

Они бывают с держателями или без них. С держателями удобнее, оптимальный вариант для новичков — пластиковый или же корковый.

На первом этапе разница между перьями несущественна, так что выбирайте на свой вкус. Чтобы правильно вставить в держатель перо, для начала сделайте клин. Он размещается посреди лепестков и металлического ободка. Перо крепится со стороны, а не по центру.

Видеоурок для начинающих.

Существуют специальные перья для левшей. Обращаем ваше внимание на автоматические ширококонечные японские ручки. Они бывают разных размеров — от 1 до 6 мм. Начинающим рекомендуем брать те, что пошире.

Остроконечные перья применяют для так называемых стилей письма «с нажимом». У них по центру расщеп, при нажатии расходятся усики, и линия утолщается. Среди недорогих и доступных перьев также представлена Звездочка.

Когда перо и держатель собраны, пора подумать, на чем вы будете писать. Для занятий каллиграфией подходит не всякая бумага. Если она будет слишком рыхлая или тонкая, перо не сможет скользить и тушь растечется. В тематических магазинах вам быстро помогут с выбором, но если такой возможности нет, то подбирайте материал для эскизов или же не сильно впитывающий чернила.

Что касается чернил, то лучше покупать Sumi или Speedball. На первых этапах предпочтительно использовать туши Гамма и KOH-I-NOOR, они дешевые и есть в каждом магазине канцтоваров.

Полезное упражнение, которое поможет вам отточить навык каллиграфии.

Каллиграфические прописи

Рекомендуем применение каллиграфических прописей, это простой способ коррекции почерка. Образец перед глазами влияет на интуитивное копирование стиля и исправление ошибок. Попробуйте, если желаете поработать над стилем письма, не посещая курсов и не нанимая учителей. Можно взять пособия, которые советуют первоклассникам, они очень удачно составлены.

Как и в любом другом обучении, важно позаботиться о рабочем месте. Стол должен быть удобным, уберите с него все лишнее, организуйте освещение (вам нужно много света). Если вы не собираетесь использовать прописи, вам следует самостоятельно расчертить бумажный лист. Новичкам лучше пользоваться простой ручкой, а со временем перейти к технологии написания перьями.

Полезные упражнения для новичков.

Поддельная каллиграфия

Поддельная каллиграфия — курсив, благодаря которому вы обучитесь применению перьевой ручки. Это важная техника для получения навыка написания на какой угодно поверхности. Отнимает больше времени, чем работа с перьевой ручкой, но если ваша цель — простая фраза, то вы обязательно оцените результат. Поддельная каллиграфия — легкий и веселый способ понять основы каллиграфии. Кстати, люди часто не отличают ее от подлинной.

Сначала напишите какую-то фразу в обычном курсиве так хорошо, как сможете. Затем нарисуйте линии для обозначения утолщения. Они появляются с движением вашей руки вниз или вверх для создания части буквы (параллельно ей). После обозначения всех утолщений вам нужно заполнить пустые участки. Готово!

О технике письма

Русская каллиграфия не имеет принципиальных отличий от других, правила универсальны.

Держать перьевую ручку можно так же, как и шариковую, но все же рекомендуется делать это правильно. Важно крепко держать перо. Безымянный палец и мизинец — опора, средний поддерживает ручку, держат ее большой и указательный пальцы.

С шариковой ручкой нужно обращаться пожестче, давить, с перьевой же следует вести себя нежно, иначе будут брызги.

Когда попрактикуетесь держать ручку, можете приниматься за написание. Приготовьте воду — вы будете промывать перо каждые несколько минут. Макайте в чернила перо, пока оно не дойдет до середины скважины, и приступайте к работе.

Для вас — бесплатный урок каллиграфии для начинающих.

Обучение ребенка

Начинать учить детей писать лучше всего, если вы чувствуете готовность ребенка к урокам и ребенку не меньше трех лет. Оптимальный же возраст — от пяти до семи; на практике начавшие заниматься прописью в раннем возрасте дети редко могут похвастаться каллиграфическим почерком, а потом развивать его еще сложнее и более затратно в плане сил и времени. Обучение должно начинаться с подходящей шариковой ручки и прописи с частой косой линейкой.

Красивая роспись

Роспись — это визитка каждого из нас, она должна смотреться замысловато и, конечно же, стильно. Здесь не выручат мастер-классы и тематическая литература, и это не то, что придумывают за несколько часов. Как правило, когда человеку впервые приходится ставить подпись, он инстинктивно выводит первые буквы имени и фамилии и какой-то хитрый завиток.

Если вы решаетесь на изменения, стоит понять, что именно не устраивает, и посмотреть на образцы качественных подписей. Можно попытаться поменять стиль, добавить какие-то элементы или поработать над углом наклона букв. От элегантной подписи зависит имидж владельца, забудьте о детской абракадабре.

Исправление почерка у взрослого

Принцип обучения красивому почерку аналогичен как для детей, так и для тех, кто хочет научиться этому в более сознательном возрасте. Нужно подготовить рабочее место, запастись бумагой и ручкой, а также прописями с русским или английским алфавитом.

Порядок действий:

  1. Займитесь подготовкой полноценного места для работы.
  2. Создайте условия для правильного положения тела: держите спину прямо, локти должны лежать на столе, а не свисать.
  3. Разложите бумагу для упражнений на расстоянии приблизительно 30 см от глаз.
  4. Держите шариковую ручку большим, средним и указательным пальцами, расстояние от пальцев до бумаги — не более одного сантиметра.
  5. Выбирайте буквы и повторяйте написание, сколько потребуется для достижения совершенного результата.

Вам предстоит оттачивать навык концентрации, стать терпеливым и даже дотошным. Применяются разные методики для быстрого обучения:

  • Если буквы получаются чересчур крупными или мелкими, то пользуются тетрадью или специальным трафаретом. Нужно стремиться к тому, чтобы не выходить за пределы линий. После продолжительных тренировок вы станете вписывать буквы в заданные поля на автопилоте.
  • В случае отсутствия соединения букв необходимо стараться писать, не отрывая от бумаги ручку.
  • Если отмечается сильный нажим, формируют правильное положение тела. Речь идет об осанке и расслабленности плеч и рук.

Каллиграфия — это не только об аккуратности написания, но и о сохранении авторского стиля. Поняв азы искусства красивого почерка, совершенствуйтесь, расширяйте круг задач, не стоит ограничиваться одними печатными буквами.

И не отчаивайтесь, если что-то не так, у вас все непременно получится!

Видео

Хотите научиться писать красиво? Это видео вам поможет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector