A-otlichnik.ru

Образование Онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки шахмат для детей 5 лет

Обучение шахматам детей — 2 грубые ошибки родителей и педагогов

Здравствуйте друзья. С вами папа Жорика, Александр Борисов и сегодня я расскажу вам про обучение шахматам детей, а именно о том, как нужно ПРАВИЛЬНО обучать детей играть в эту игру, чтобы не получилось так как получилось у 90% родителей.

Сначала их дети просят научить играть в шахматы, им все так интересно, все нравится, родители видят, что у ребенка горят глаза, а потом БАЦ.

Шахматные фигурки валяются по всей квартире, ребенку они не интересны и на вопрос «А давай-ка поиграем в шахматы», он говорит что-то вроде, — «Ой нееее, я устал. Не хочу, надоело, болит голова», и все в этом духе.

Ну как же так. Ведь ребенок в начале так сильно хотел научиться играть, а потом желание куда-то пропало. Вот так вот и пропадают великие гроссмейстеры, которыми бы восхищались миллионы людей во всем мире.

Маленький чемпион мог бы совсем скоро стоять на пьедестале славы с медалью на шее и кубком в руках, имея какой-то шахматный разряд или даже звание КМС/МС по шахматам. Родители и родственники ребенка могли бы гордиться и восхищаться им. Награды остались бы на долгую память на всю жизнь. НО.

Повторю, получилось так же, как получилось у 90% родителей. Ребенок отказался от шахмат и у него нет больше ни какого желания ими заниматься.

КТО ВИНОВАТ? ОН? НЕТ — ВИНОВАТЫ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

Не нужно сваливать все на ребенка. Виноваты вы и точка. Вы не сумели заинтересовать ребенка игрой, вы не сумели его замотивировать не бросать шахматы, вы не сумели правильно объяснить ему правила игры.

Стоп. Вы сами не умеете играть? Это не предлог. Ребенка можно научить играть даже без умения играть в шахматы самому. Вот ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОКУРС и ваш ребенок будет играть уже через 1-2 недели. А мы идем дальше.

Сейчас я хочу рассказать вам о ДВУХ самых жестоких ошибках родителей и педагогов, которые ставят жирную точку в шахматной карьере их детей.

ОШИБКА №1 — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ СРАЗУ ЖЕ НАЧИНАЮТ ОБЪЯСНЯТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ.

Это в корень не верный подход. 90% успеха при обучении детей шахматам является не умение правильно донести до ребенка правила игры, а умение привить ему любовь к шахматам. Чтобы он сам хотел ими заниматься, учиться, чтобы он сам просил — давай поиграем.

Я сейчас задам 100 разным людям вопрос, — «С чего нужно начать обучение ребенка игре в шахматы?» и уверяю вас, все как один скажут — ну наверное с правила хода фигур и расстановки фигур на доске =) НЕТ!

И сейчас вы спросите меня, — «Ну так что делать? Как привить любовь к игре?». На самом деле есть множество интересных приемов. Но описывать все их здесь очень долго, мне не хватит и 100 страниц. Все их я рассказал в видеокурсе, ссылку на который дал вам выше.

Просто сейчас из этой статьи я хотел бы вам дать главную мысль — не надо сразу сажать ребенка за доску и объяснять правила игры и как ходят фигуры. Некоторые родители в придачу еще и так загрузят ребенка, что тот скажет, «А не пошли ка бы эти шахматы. куда-то по дальше».

Гарантию даю вам 99%, то большинство детей бросят заниматься шахматами при вот таком вот подходе. И пропадут будущие чемпионы.

Мой вам совет. Если вы хотите обучить шахматам детей, то не торопитесь, ознакомьтесь с видеокурсом и опираясь на знания из него, вы сразу же будете действовать правильно и ваш ребенок будет реально фанатеть от шахмат. Проверено уже и не на одном ребенке.

ОШИБКА №2 — РОДИТЕЛИ ОТДАЮТ РЕБЕНКА В ШАХМАТНУЮ ШКОЛУ

Это так же не верный подход и я говорил о нем уже много много раз. Во-первых ваш ребенок может не найти общий язык с тренером или же другими учениками школы, у него могут появиться недоброжелатели и т.д.

Так же если ребенок на начальном этапе часто проигрывает, а в школе он БУДЕТ проигрывать, так как придет в школу и будет играть с игроками, которые уже давно обучаются (даже если тренер сказал, что группа новичков).

Новичков то новичков, но поверьте, в группы новичков приходят ребята уже с хорошим уровнем подготовки.

Одна женщина мне тут написала недавно и попросила посоветовать в какую школу отдать ребенка, чтобы там его научили играть. Я ей сказал, что лучше вам научить ребенка играть самой. На что она мне ответила, — «Как так, а разве не специалист должен обучать детей?».

Вот вы мне скажите, неужели какой-то там специалист лучше знает вашего ребенка чем вы сами? Поняли о чем это я? Ребенка обучать должен именно сам родитель и в стенах родного дома, при чем правильно, чтобы у ребенка не было отторжения от шахмат.

Как это делать правильно я так же рассказал в обучающем курсе «Как научить ребенка играть в шахматы».

И я считаю, что я имею право учить родителей тому как нужно проводить обучение шахматам детей, потому что у меня есть ребенок который в 4 года уже стоял на пьедестале шахматных соревнований. Ребенок, который в 4 года знает множество дебютов, ловушек, умеет записывать партию, имеет 2 юношеский разряд и рейтинг почти 1300 пунктов ЭЛО.

Ребенок, который обошел на чемпионате мира более 100 игроков в таблице, возраст которых был 6-8 лет. Жорик сегодня побеждает детей, у которых за спиной по 70 шахматных турниров. Я думаю тут больше нечего добавить.

Вы скажете, что мол это скорее всего дар какой-то, талант и все в этом духе, но нет. Я как и большинство других родителей могу сказать, да мой ребенок энергичный, не может сидеть на месте, у него как будто моторчик в одном месте, но это не мешает ему играть в шахматы и побеждать.

И в заключение этой статьи у меня к вам есть последнее обращение и пожелание.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос интеллектуально развитым, умным, смышленым, способным держать удар в любой жизненной ситуации, не плакать и не стонать, когда во взрослой жизни ему будет туго и появятся какие-то проблемы, то НАУЧИТЕ ЕГО ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ.

И научите его играть в них САМОСТОЯТЕЛЬНО. Аккуратно, может даже медленно, но верно. Не стоит отдавать ребенка в школу шахмат как в камеру хранения, с ложным мнением, — «Вот я какой хороший родитель, отдал ребенка на шахматы — теперь он вырастет умным».

Повторю, пол года-год, дайте окрепнуть ему в шахматном мастерстве дома, а потом уже ведите в школу. Чтобы пришел и побеждал всех, кто там занимается.

Например у нас Жорик пришел в шахматный клуб и играл с ребятами, которым по 8-9 лет и которые занимаются уже 2-3 года. Он обыгрывает всех. Почему? Потому что шахматное мастерство формируется дома в самостоятельном изучении шахмат, а не в секции, где, как часто это бывает, дети галдят, балуются и кидаются друг в друга фигурками.

Согласен, что шахматные школы — это все хорошо, это очень здорово и полезно для детей, но НЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ! На начальном этапе школа опасна.

Задумайтесь над моими словами дорогие родители и педагоги. Кстати та методика, о которой я рассказываю в видеокурсе подойдет так же и для детей дошкольного возраста. Даже для дошколят 3-4 года.

Успехов вам! Взращивайте будущих чемпионов!

Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет

Сахно Константин Юрьевич
Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет

Развитие личности ребёнка через игру в шахматы.

Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет.

Почему дети должны уметь играть в шахматы?

Шахматы развивают способности решать поставленные задачи.

Шахматы улучшают детское познание.

Шахматы улучшают вербальные навыки.

Шахматы развивают навыки критического мышления.

Шахматы сохраняют умственные способности.

Шахматы улучшают эмоциональное состояние.

Шахматы улучшают математические способности.

Шахматы обучают логике и эффективности.

Шахматные задачи подгоняю отстающих, и учат постановке цели.

Шахматы учат важности планирования.

Люди играют в шахматы на протяжении 2000 лет, эта игра остаётся интересной, актуальной и востребованной и сегодня.

Цель: закрепить и систематизировать знания и умения игры в шахматы.

-формируем и развиваем у ребёнка систему знаний, умений, навыков;

— развиваем высокий уровень к самообучению и самообразованию;

— формируем особый стиль умственной деятельности, основанный на исследовательской активности и самостоятельности.

— продолжаем учить детей игре в шахматы;

— учим детей главной цели шахматной партии – поставить мат королю противника.

— воспитываем навыки работы в коллективе;

Читать еще:  Уроки на пианино

— приобщаем детей к лучшим традициям «Русской шахматной школы»,под девизом: «Мы все одна семья!».

— положительный эмоциональный настрой на игру, с учетом психологических особенностей детей.

Оборудование: напольная шахматная доска размером 2.5*2.5м (палас, бейджики с изображениями шахматных фигур в количестве 7шт. :

— король черный — 1;

— ферзь черный – 1;

— пешка черная – 1.

Организационный момент. Время игры 30 мин.

Дети заходят в аудиторию. Педагог распределяет роли между детьми, закрепляя бейджики на одежду.

Перед началом педагог объясняет понятие МАТ:

«Мат — это нападение на короля, от которого нет защиты. Атакуемый король никуда не может убежать, никто не может помочь ему закрыться от удара, ни уничтожить атакующую фигуру».

На напольной шахматной доске, детям с изображениями шахматных фигур на бейджиках, предлагается занять места согласно шахматных ситуаций нападения на короля приводящих к мату.

Пример одной из разыгрываемых ситуаций:

Ребёнок в роли белого ферзя, параллельно показывает на шахматной доске ходы шахматных фигур, нападает на черного короля, а дети в роли черных фигур пытаются его защищать.

Разыгрываемых ситуаций может быть множество.

В нашей игре нет побеждённых, так как дети меняются нападающими сторонами.

Для закрепления материала, детям предлагается отгадать несколько загадок про шахматы:

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Ответ: Шахматы

Съест коня, слоном закусит.

Все подметит, не упустит.

Прозевать ему нельзя —

Ответ: Шахматист

В конце игры, педагог благодарит участников игры, и показывает мультфильм на шахматную тему.

Конспект открытого хореографического урока «Путешествие в танцевальную страну» для детей 5–6 лет Конспект открытого занятия хореографического коллектива «КАЛЕЙДОСКОП» на тему «Путешествие в танцевальную страну» Для детей.

Конспект открытого урока по ХБТ для умственно отсталых детей «Уход за одеждой» Тема: Уход за одеждой. Задачи: 1. Образовательная: повторить и закрепить с детьми условные обозначения на ярлыках одежды. 2. Развивающая:.

Конспект открытого урока в 4 классе интерната для умственно отсталых детей «Рыбка» Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Базарно-Карабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Конспект занятия по шахматам «Шахматная доска» Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, дать представление детям о шахматной доске. Познакомить с понятием ДИАГОНАЛЬ, отличие.

Конспект урока письма в 3 классе для детей с ОВЗ «Ударение» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели урока по содержанию. Образовательная: Систематизировать.

Конспект урока по музыке для детей с ОВЗ «Осенние листья» Тема: Осенние листья Задачи: учить детей выполнять образные движения: бежать легко, на носочках, спокойно кружиться, плавно.

Конспект занятия по обучению шахматам дошкольников «Знакомство с шахматной доской» в средней группе План-конспект урока по шахматам Разработала: Сердакова А. С. Тема: «Шахматная доска» Цель: формирование интереса к игре в шахматы. • развитие.

Конспект занятия по шахматам «Волшебная доска» Тема:Волшебная доска Цель: Познакомить детей с шахматной доской. Учить правильно, располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми.

Папка-передвижка по шахматам Добрый вечер! Представляю вашему вниманию папку-передвижку по шахматам. Шахматы-это мощный заряд гармоничного развития интеллекта ребенка.

Конспект урока для 4 класса по физической культуре для детей с легкой умственной отсталостью «Урок-путешествие» РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Учитель: Обухов Сергей Александрович Класс 4 Вид класса: Лёгкая степень умственной отсталости. УМК.

Шахматы для дошкольников: какая польза и как научить

Интересные статьи

Конспект занятия по математике в детском саду по ФГОС

Все родители хотят, чтобы их малыш был умным и достиг успеха в жизни. В пять лет дети уже много что знают и могут поддержать небольшой разговор и сделать выводы. Некоторые дети даже умеют читать в этом возрасте. В настоящее время очень много разных кружков, секций и клубов по развитию дошкольника. Многие родители хотят подготовить ребенка к школе и отдают его на различные подготовительные курсы. Но не стоит забывать, что это ребенок, он хочет играть и веселится. Чтобы не навредить малышу и не отбить у него желание учится, нужно понять его желания и следовать им, немного направляя в сторону развития и обучения. Если ребёнку нравятся настольные игры, он усидчив, и вы заметили интерес к шахматам. То стоит отдать его в шахматную секцию или начать обучение дома. При условии, что ваши навыки игры вам это позволяют. Шахматы для ребенка в 5 лет это самый подходящий момент для начала обучения.

Польза шахмат для детей

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.» В.А Сухомлинский — талантливый советский педагог и писатель.

Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.

Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:

  • развивает мыслительный процесс;
  • малыш становится усидчивым и внимательным;
  • дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
  • развивает логическое мышление;
  • учит нестандартно думать;
  • учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.

Шахматы с 5 лет и старше

Вашему малышу уже почти пять, и вы хотите начать обучение, тогда нужно знать, что в таком возрасте он не может долго концентрироваться на чем-то одном. Первые занятия нужно делать очень короткими.

Достать доску с шахматными фигурами и просто дать их ребенку поиграть. Далее помаленьку знакомить с каждой фигурой в отдельности.

Можно рассказать сказку или показать мультфильм про шахматы. У Фиксиков есть хорошая серия про шахматы:

После изучения названия фигур и мест их расположения на шахматной доске, можно поиграть в игру, напоминающую лото. Положите в непрозрачный мешок фигуры и пусть ребенок опускает руку в мешок и на ощупь определяет название, и после этого ставит фигуру на ее место, на доске.

Опишите шахматную доску и фигуры в зависимости от предпочтений малыша. Если это мальчик и ему нравятся рыцари, то доска — это поле боя, фигуры это две армии которым нужно захватить короля. Если ему нравятся звездные войны, то опишите все в соответствии с этим сюжетом, можно даже купить шахматы в виде персонажей из звездных воинов.

Главное, чтобы у ребенка были первоначальные ассоциации с чем-то ему знакомым и это напоминало ему какой-то сказочный сюжет.

Расскажите, как ходит каждая фигура и возможно придумайте какую-то историю почему она, так ходит, в зависимости от выбранного вами сюжета. Так юный шахматист лучше запомнит все фигуры и как они ходят.

Проведите сравнение фигур и выстройте шкалу ценностей каждой фигуры. Какая фигура более важная и почему.

Не переходите сразу к игре, закрепите знания создавая разные задачки, на шахматной доске. Например, расставьте пешки противника на доске и пусть малыш с помощью одной фигуры срубит все пешки за наименьшее количество ходов. Для изучения коня, расставьте пешки в виде забора, через который должен перепрыгивать конь, и достигнуть края доски.
И главное помните, вы, обучаете ребенка и нужно все преподносить в виде сказочной игры, стараясь не перегружать его и не заставлять.

Видео: Как родителям научить своих детей играть в шахматы

Основы стратегии

После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:

  • король — это главная фигура и ее нужно защищать;
  • захватить контроль над большей частью доски;
  • не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
  • прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.

Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:

  • Пешка — 1 очко;
  • Конь – 3 очка;
  • Слон – 3 очка;
  • Ладья — 5 очков;
  • Ферзь — 9 очков;
  • Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.

Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки.

Контроль центра доски.

Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.

Читать еще:  Видео уроки латыни для начинающих

Все фигуры должны быть задействованы.

Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.

Как играть с юным гроссмейстером

  • Не стоит стараться обыграть малыша. Если он будет постоянно проигрывать, то быстро потеряет интерес к игре. Иногда проигрывайте если видите, что ваш маленький ученик делает хорошие ходы и выбрал правильную стратегию, а также можно устраивать ничью;
  • Нельзя проигрывать постоянно или часто, т. к. после редкого поражения он будет сильно переживать;
  • Каждую партию, сыгранную с малышом, разбирайте. Поощряйте хорошие ходы и обсуждайте не удачные;
  • Играть нужно регулярно и не делать больших перерывов;
  • Не нужно ждать от ребенка быстрых и серьезных результатов, не оказывайте на него давления;
  • Не нужно давать малышу перехаживать, он должен осознавать ответственность за сделанный ход.

Как правильно мотивировать ребёнка

Обычно дети дошкольного возраста живо интересуются каждым новым занятием, но через некоторое время это желание проходит, и ребенок начинает переключатся на что-то другое. В основе шахмат лежат такие понятия как терпение и усидчивость, большинство детей не наделены такими качествами характера, в силу их возраста.

Приведем несколько приемов для мотивации малыша:

  • Дети стараются походить на тех, кого считают для себя авторитетом. Прежде всего это конечно же родители или бабушка с дедушкой. Таким образом если малыш будет видеть, как папа играет в шахматы, то у него появится желание сыграть с ним;
  • Купите красивую шахматную доску с необычными шахматными фигурами. Для мальчика пусть это будут две армии рыцарей или других персонажей, которые ему в данный момент по душе. Для девочки это могут быть элегантные фигуры с бала из сказки про золушку и т.п.

Напоследок несколько советов от Фиксиков:

Читайте также

Сколько выходит алкоголь из организма

После распития спиртных напитков не каждый думает о том, сколько времени потребуется организму, полностью отчистится …

Как научиться ментальной арифметике: видео уроки

На сегодняшний день набирает популярность занятия по ментальной арифметике. Открываются курсы, школы и небольшие развивающие …

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях 🙇‍♀

Успеваемость в начальной школе напрямую зависит от уровня психологического развития ребенка, что особенно важно при его подготовке к учебе. Исследования доказывают, что дети, играющие в шахматы, показывают лучшие результаты, чем их сверстники, у которых данный навык отсутствует. Именно поэтому многие родители задаются вопросом как же научить своего ребенка с малых лет играть в шахматы.

Используя принцип постепенности подачи материала, практики в движении фигур на доске и изучения правил, в легкодоступной форме можно обучить детей дома, не прибегая к помощи специалистов и большому количеству учебной литературы.

Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение

Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:

  • развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
  • в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
  • формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
  • обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
  • тренировка и улучшение памяти;
  • помощь в развитии критического мышления;
  • способность овладевать навыками анализа и самокритики.

Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу.

Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.

В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?

Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.

Психологическая мотивация

Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:

  • личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
  • рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
  • увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
  • посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.

Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры

Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому. Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому). Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников.

На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.

Фигуры и их функции

Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.

Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.

Фигуры в шахматах

Необычные ходы и стимуляция интереса

Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:

  • мат ферзем;
  • мат в три хода;
  • сицилианская защита.

Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.

Как обучать игре в шахматы в игровой форме

Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме. Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше.

Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:

  • проверять ходы или знание фигур;
  • дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
  • карточки с вариантами ходов, порядком фигур,

Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:

  • король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
  • ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
  • ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
  • слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
  • конь – верный помощник и друг;
  • пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.

Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.

Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх

До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.

Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.

Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.

Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:

  • Алладин – волшебные шахматы;
  • Динозавры учат шахматам;
  • Шахматная страна.

Важные советы родителям по обучению шахматной игре с нуля

Родители, которые хотят научить своего малыша данной игре, должны понимать, что их личный пример и последовательность действий будут залогом будущего успеха. Следует использовать опыт педагогов шахматных школ и придерживаться следующих правил при обучении детей:

  • балансируйте между победами и проигрышами, чтобы приучить ребенка к возможностям обеих вариантов;
  • установите временные рамки для обучения и придерживайтесь режима;
  • демонстрируйте дополнительные источники, где можно применить или создать фигуры;
  • обсуждайте ходы и действия в процессе и по завершении партии;
  • хвалите достижения крохи;
  • купите новую и красивую доску, желательно с крупными фигурками, так легче их воспринимать и изучать;
  • не спешите участвовать в турнире, как только выучите правила, поскольку высока вероятность психической травмы.

Стоит набраться терпения и позитивно настроиться перед началом занятий по обучению шахматам с нуля.

Не пренебрегайте особенностями мировосприятия своего малыша и его склонностями, поскольку не для всех шахматы становятся интересными.

Как научить ребенка играть в шахматы

Для всестороннего развития ребёнка полезно выбрать игру в шахматы. Она поможет развить память, повысит концентрацию внимания, научит логически и стратегически мыслить. Начинают осваивать шахматы дома в привычной обстановке. Занимаются в игровой форме и правила постигают постепенно.

Как заинтересовать малыша игрой

Чтобы малыш начал играть в шахматы, он, прежде всего, должен захотеть это сделать. Пробуждением интереса служит игра взрослых между собой, бережное отношение к шахматной доске и фигурам, также обязательно хорошее настроение во время самой игры.

Эффективные способы, как заинтересовать игрой в шахматы:

  • Парадоксальный совет — не давать играть, пока ребёнок не захочет сам. Для пробуждения интереса нужно устраивать турниры между взрослыми. Также родитель может играть сам с собой, переходя каждый раз на разные стороны доски, чтобы передвинуть фигуры. Когда ребёнок начнёт просить поиграть, ему нужно отказать. Объяснить, что он пока не умеет и в тоже время сказать, что сейчас идёт очень интересная партия, когда нужно взять самого короля в плен. После таких слов и взрослой заинтересованности игрой, у ребёнка обязательно должно возникнуть желание поиграть в такую интересную игру.
  • В первое время дать ребёнку внимательно рассмотреть и потрогать фигурки. Сказать название каждой и попробовать расставить их на шахматной доске, показывая место каждой.
  • Сообщать информацию про каждую шахматную фигуру в виде увлекательной истории, объяснить значение в игре.
  • Познакомить с логикой игры в игровой форме: поле — место сражения двух армий: белой и чёрной, цель — защитить короля и уничтожить как можно больше противников.
  • Показать мультики, где есть шахматы. Они не только обучают, но и вызывают желание поиграть с реальными шахматными фигурами.
  • Полезным будет посетить шахматную секцию. Ребёнок увидит, что в шахматы играют такие же дети, как и он, а также более старшие.
  • Во время знакомства с фигурами и правилами, а также в процессе игры нельзя ругать малыша. Только хвалить. Повышение голоса, расстроенное лицо и комментарии о способностях ребёнка, могут надолго отбить охоту играть в шахматы.

Знакомство с шахматами — процесс, которому нужно уделять время ежедневно. В первые дни, при обучении с нуля, достаточно по 10-15 мин, а дальше нужно постепенно увеличивать продолжительность. Малышам до 4-5 лет будет достаточно полчаса в день, а более взрослым детям от 1 до 1,5 часов.

Правила игры

Чтобы научить ребенка играть в шахматы с нуля, нужно приучить ребёнка к правилам игры. Объяснить, что их нарушать нельзя. При обучении желательно соблюдать последовательность в ознакомлении с игрой. Родитель сам должен уметь играть и не быть ноль по знаниям в шахматах.

Сначала рассказать про доску:

  • На ней 64 чёрные и белые клеточки.
  • Её кладут так, чтобы чёрный квадрат располагался в левом нижнем углу относительно игрока.
  • На ней есть нумерация — от 1 до 8 и расположена она горизонтально, а буквы — от a до h по вертикали.

Далее рассказать про шахматные фигуры:

  • У каждого противника войско состоит из 16 фигур, 8 из которых простые солдаты, или пешки.
  • Фигуры двигаются по доске и убивают противника, занимая его место.

Дать определение каждой шахматной фигуре и рассказать как она может ходить:

  • Пешка — солдат. Пешек много, поэтому они маленькие. Ходит на шаг вперёд, но в самом начале может продвинуться на две клетки. Убивает только по диагонали и только впереди неё стоящие фигуры. Если пешка дойдёт до противоположного края доски, то превращается в любую фигуру.
  • Ладья, или тура. Фигура, которая стоит с краю второго ряда. Ходит только по прямой в двух направлениях — горизонтали и вертикали.
  • Конь. Стоит следующим после ладьи. Ходит буквой «Г» — на две клетки вперёд и на одну вбок. Может перепрыгивать через свои и фигуры противника.
  • Слон, или офицер. Передвигается только по диагонали — один слон по чёрным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь, или королева. Самая сильная шахматная фигура. Стоит на кубике шахматной доски, цвет которого соответствует её цвету. Ходит во всех направлениях — по диагонали или прямо, вперёд и назад.
  • Король. Самая главная фигура. Ходит во все направления, как Ферзь, но только на одну клетку. Короля нельзя съесть, только окружить, лишить ходов и, таким образом поставить мат.

Если хотите, чтобы фигуры лучше запомнились, нужно в конце каждой игры завести ритуал: ребёнок отворачивается, взрослый берёт любую шахматную фигуру и прячет её за спиной.

Малыш должен угадать чего не хватает. Также хорошо помогают видеоролики с шахматными фигурами в качестве главных персонажей.

Процесс обучения в игровой форме

Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.

Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:

  • Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
  • Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.

После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:

  • король должен быть всегда защищён от фигур противника;
  • слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
  • отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
  • стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
  • осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
  • объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.

Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:

  • Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
  • Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.

Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.

Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector